Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Как Вы попали на сайт?
Всего ответов: 1620
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » История Красного Села и Дудергофа » Николаева Т.И. Историческая застройка Красного Села, Часть 1 [ Добавить статью ]

09 Апреля 2013

Николаева Т.И. Историческая застройка Красного Села, Часть 1

Планы и карты, датируемые 1667 годом, снятые землемерами шведского межевого корпуса в целях точного описания сельскохозяйственных угодий и упорядочения взимания налогов, позволяют описать территорию нынешнего Красного Села1. На прямой «першпективе», совпадающей с будущей Петербургской улицей, находилась кирха (ныне установлен памятник Ленину). Южнее кирхи стоял дом пастора с садом, которому принадлежала значительная часть земли. Севернее были земли капеллана и его жилище, занимавшие значительно меньшую часть территории. Фортификационное сооружение, обозначенное на плане прямоугольником, присутствует на более поздних планах Красного Села XIX века, где оно названо «бывшим шведским редутом». Предназначенный для круговой обороны и устроенный на верхней террасе у оврага, он частично сохранился до настоящего времени. Восточнее редута находилась дорога, ведущая к Дудергофской мызе.

В ходе Северной войны (1700-1721) Россия вернула земли, захваченные шведами, и начала их освоение.

В литературе название «Красное» связывается с красивым положением этой местности. М. И. Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» пишет, что до 1811 года это поселение называлось в официальных бумагах «дворцовым селом Красным»2.

Найденный в Российском государственном историческом архиве документ позволяет дать новую трактовку названия, связав его с переселением под Петербург по указанию Петра I крестьян из подмосковного Красного Села, которое возникло в царствование императора Петра Великого. Крестьяне подмосковного Красного Села были переведены императором на новое место для усиления русского элемента в завоеванной Ингерманландской области. Переселенцы образовали слободы, соответствующие по названию слободам подмосковного Красного Села, а именно: Братошинскую, Коломенскую и Павловскую3.

Петр I ценил не только уникальные возможности местности около Дудергофских гор, но и ее стратегическое значение как узла дорог - на Колывань (Ревель) и в Курляндию, проходивших впоследствии через Братошинскую и Коломенскую слободы. В 1709 году в долине реки Дудергофки царь начал освоение свободных земель, выбрав место для бумажной мельницы и положив начало известнейшей в России и за ее пределами мануфактуре.

Красное Село получило еще большее значение после того, как вблизи него было обнаружено новое месторождение медных руд. В документе, датированном 1726 годом, говорится: «Велено строить заводы... мельницу, которая для сементного заводу, и строением отдать тому медному заводу 2. Для того б заводу и на выгон по берегу речки лиги отвесть кругом земли во все стороны по двести по пятидесят сажен, а в тех местах, где будет копана руда около штолен и шахтов, мастеровым и работным людям в длину и поперек сажен по тридцать»4.

Наряду с возникновением деревень и созданием промышленных поселений часть территории в районе Дудергофских высот предназначалась для будущей императрицы Екатерины I. В Красном Селе для нее был построен деревянный дворец рядом с Троицкой церковью.

Как явствует из документов, 22 октября 1743 года архитектор Джузеппе Трезини получил указание «осмотреть старый дворец, в каком состоянии оной находитца, и осмотреть места, можно ли где кирпичный завод строить и известь обжигать... по осмотру показанной старой деревянной дворец снизу в фундаменте, нижние бревна погнили, и для того оной надлежит разобрать и поставить на каменном фундаменте и которые бревна погнили те переменить новыми, а для кирпичного заводу обретено глинистое место между бумажной и медной мельницей»5.

Сохранился план села за 1743 год, на котором обозначены «церковь, хоромы Болише, поварня, караулня, изба, баня, хлебные избы, амбары, хлевы, конюшни, сарай, фрясный погреб, хлебные амбары»6. Документ, датированный 1748 годом, свидетельствует о намерении построить новый дворец по проекту «учиненному обер архитектором Растрелием» в связи с обветшанием старого дворца7.

Архитектор Растрелли в своем послужном списке, включавшем работы с 1716 по 1764 год, отметил строительство лишь деревянного охотничьего дома на каменном фундаменте в Красном Селе8. Документов, подтверждающих строительство дворца, не обнаружено. В 1765 году согласно высочайшему повелению было решено «от зимнего деревянного дому один флигель отдать Главной дворцовой канцелярии для разобрания и перестройки в Селе Красном»9. Эти работы были поручены архитектору А. Ринальди. Очевидно, имелся в виду флигель пятого временного деревянного Зимнего дворца. Найденный план старого Красносельского дворца с флигелями, подписанный Корнелисом ван Болесом, можно датировать серединой XVIII века10. Деревянное здание имело в плане П-образную форму. На генеральном плане, подписанном архитектором Е. Т. Соколовым, который следует датировать концом XVIII века, изображены старый и новый дворцы с флигелями11.

Центром Красного Села служила церковь, сооруженная при Екатерине I. «А по справке с Санкт-Петербургским духовным Правлением в вышеупомянутом Селе Красном церковь имеется деревянная во имя великомученицы Екатерины, а при ней прихожих 277 дворов»12, - свидетельствует донесение в Синод в 1733 году, которое позволяет судить о существовании здесь большого поселения. От императрицы было получено 350 рублей на строительство каменной церкви «во имя живоначальныя Троицы с приделом великомученицы Екатерины»13. В литературных источниках14 строительство церкви, построенной в барочном стиле, связывается с именем архитектора И. Бланка и датировано 1733-1735 годами. На плане 1743 года, ранее рассмотренном, церковь имела крестообразную форму с тремя выделенными апсидами (ныне пр. Ленина, 108). Из наиболее значительных перестроек следует выделить работы, проведенные в 1854 году архитектором А. И. Резановым и связанные с расширением храма.

К строительным работам в Красном Селе привлекались известные петербургские архитекторы. Сметы за 1796 год на построение каменной конюшни на 200 стойл
подписаны И. Е. Старовым, а сметы на возведение белильного двора для полотняной мануфактуры, состоявшего из пяти корпусов, Е. Т. Соколовым15. Обращает на себя внимание другая его смета на «разломку дворца со службами, с разработкою материалов в дело годных особо, а гнилых лесов тоже особо и с очисткою места»16. Очевидно, тогда рассматривался вопрос об императорском дворце.

В XIX веке строительство в Красном Селе приобрело широкие масштабы. План Коломенской слободы «с назначением каменных и деревянных домов», составленный, судя по водяным знакам бумаги, после 1806 года, показывает изменения в той части села17. Там предполагалось построить значительное количество каменных домов, «при которых наружные стены каменные, а внутренние - деревянные, каждый дом разделен на два отделения»18. На плане Братошинской слободы, относящемся к тому же времени, показаны 120 деревянных домов с обозначением земли под огороды и сады и отмечены погоревшие крестьянские дома19. Южнее дороги на Павловскую слободу находилось кладбище. Топографическая карта 1817 года свидетельствует о том, как шло формирование слобод Красного Села вдоль главной дороги - Петербургской улицы.

В 1819 году императрица Мария Федоровна предложила Александру I купить Красное Село и «приобрести сим случаем единственное место около Санкт-Петербурга, находящееся для произведения маневров», которые проводились там еще с конца XVIII века20. Пересеченный рельеф местности, источники чистой воды, небольшое расстояние от столицы и других царских резиденций способствовали этому выбору.

С тех пор возведение различных построек в Красном Селе финансировалось Удельным департаментом. Согласно архивным делам за 1820 и 1823 годы, было предусмотрено строительство домов по проекту И. Лукини для великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, часто приезжавших на маневры21.

В 1825 году император утвердил планы «по устроению Красного Села», с тем чтобы «расположить совершение всех назначенных построений на несколько лет»22. В том же году предполагалось приступить к построению дворца для великого князя Николая Павловича, военного госпиталя, трех крестьянских двойных домов, двух «одинаких» крестьянских домов, семи крестьянских домов на месте развалившихся каменных. На 1826 год отнесли строительство дворца для великого князя Михаила Павловича, пятнадцати крестьянских двойных домов и восьми «одинаких», переделку военного госпиталя в генеральский корпус. В 1827 году планировалось построить дом батальонного командира, экзерциргауз, двадцать двойных и десять «одинаких» крестьянских домов. На следующий год предполагалось возвести дом для удельного госпиталя, сорок пять двойных и девять «одинаких» крестьянских домов. К 1829 году относилось возведение сорока двойных и тридцати «одинаких» крестьянских домов. Таким образом, происходило постепенное преобразование Красного Села, объединяющего слободы сельского характера, в военное поселение городского типа.

15 декабря 1827 года Николай I сообщал министру императорского двора об утверждении планов на постройку дворцов для себя и великого князя Михаила Павловича, караульни, лазарета для крестьян, а также кавалерских домов23. Возведение этих строений к лагерному сезону поручалось архитектору 3. Ф. Дильдину24.

В 1827 году рассматривался также вопрос о постройке дома для удельного правления на участке, с которого должны были снести крестьянские дома: три каменных и один деревянный. Участок располагался на Петербургской улице напротив дома государя императора. Для крестьян же отводилось место на вновь назначенной улице - Дворцовой25. Однако к строительству не приступили. Был составлен проект удельного госпиталя, расположенного в «симметрию военного» и соединенного с флигелями для приезжающих. Главный фасад деревянного здания имел 3-4-1-4-3 осей. Вход был оформлен в виде двухколонного дорического портика. Центральная часть и боковые выступы оформлялись рустовкой и треугольными фронтонами. Фасады флигелей для приезжающих на три оси также имели рустовку в боковых частях. Окна оформлялись замковыми камнями26.

3 октября 1827 года были утверждены планы и фасады Конюшенного двора, подписанные архитектором Дильдиным. В состав двух конюшенных дворов, расположенных напротив дворцов, вошли жилой флигель, конюшни и сарай, имевшие скромное декоративное оформление27. Тогда же получили утверждение чертежи каменного кухонного корпуса, одноэтажного здания с гладким фасадом на семь осей и трехчастным окном во фронтоне, составленные Дильдиным28. Утвержденный 6 октября 1827 года план кордегардии (гауптвахты) представлял собой одноэтажное здание на три оси. Чертеж также составил архитектор Дильдин29. В июле 1828 года ему же поручили приступить к постройке образцового сельского училища30. Его предполагалось построить на Санкт-Петербургской улице возле дома купца Крашенинникова, который занимал великий князь Михаил Павлович, «почти против церкви», то есть севернее31. В училище преподавание ограничивалось обучением чтению, письму, закону Божьему, арифметике. Оно готовило писарей в удельные конторы и приказы, ставило целью «распростронение необходимых для каждого христианина понятий о вере и некоторых первоначальных между крестьян сведений»32. Туда поступали мальчики от 8 до 12 лет.

25 октября 1828 года было принято решение о строительстве и открытии Главного удельного училища между будущими Высоцкой и Александрийской улицами. В него могли поступать дети крестьян от 14 до 16 лет из Красносельского, Санкт-Петербургского, Архангельского, Новгородского, Тверского, Псковского и Смоленского удельных имений. Ученикам предписывалось ношение специальной одежды из солдатского сукна: зимой - темно-зеленой куртки и темно-серых суконных панталон поверх сапог, а летом - той же куртки и белых холщовых панталон33. Проект училища составил архитектор Х. Ф. Мейер. Одноэтажное деревянное здание по главному фасаду имело девять осей34. В сохранившейся описи училища отмечалось, что «главный дом на улицу длиною 10 сажен, шириною 5 сажен 1 аршин, вышиною 2 сажени. На каменном фундаменте, стены обшиты и крыша покрыта дюймовыми сосновыми досками, окрашено серою масляною краскою с парапетом вокруг всего строения, в коем бронзовая надпись со стороны улицы»35.

Из документов следовало также, что в 1828 году были окончены постройки, расположенные на Санкт-Петербургской улице: два деревянных дворца для императора и великого князя Михаила Павловича, каменный кухонный корпус, кухонный двор с деревянными погребами, деревянная кордегардия. Причем предписывалось начатые строения докончить Дильдину, а новые строить Мейеру. Последней была построена каменная одноэтажная кухня на 11 осей по продольному фасаду и на шесть осей по боковому (ныне пр. Ленина, 112)36. В одном из документов дана краткая характеристика дворцов - «на каменном фундаменте, крытых железом, с террасами и по оным с деревянными колоннами, решетками, ступенями и деревянными желузями, со стороны улицы на двор, и с одной стороны Дворцов к саду, чугунной решеткой с четырьмя воротами»37.

В 1829 году архитектор Мейер приступил к постройке конюшенных дворов для дворца государя императора и дворца великого князя Михаила Павловича, расположенных на Санкт-Петербургской улице. 8 мая 1829 года получил утверждение составленный зодчим проект дома для красносельского удельного правления на Санкт-Петербургской улице напротив гауптвахты, который был построен в течение года. Согласно описи, он представлял собой сооружение «длиной 10 сажен, шириной 6 сажен, с мезонином, каланчею, с обшивкою стен досками, с конюшнями и сараями»38. «Стены с мезонином срублены в лапу из сосновых бревен... с фасада с треглифами и модульенами, а во дворе с одними модульенами, с постановкою пилястр, с базами и капителями. Стены оного дома снаружи окрашены светло-серою масляною краскою... Снаружи вокруг окон прибиты наличники, а под сими окнами с фасада цельные точеные балясы и окрашены с наличниками белою масляною краскою... Для входа в оный дом с двора крыльцо с деревянными ступенями и со стеклянною галдарею»39. Фасад удельной конторы имел семь осей, а в мезонине три оси. Центральная часть выделялась четырьмя пилястрами и треугольным фронтоном. Завершалось здание каланчей с овальными окнами40. Для интерьеров была исполнена мебель красного и березового дерева41.

Из построек, законченных в 1830 году архитектором Х. Ф. Мейером, следует выделить удельный госпиталь и два дома для приезжих особ42. Из найденной описи удельного госпиталя известно, что он был возведен на каменном плитном фундаменте с кирпичным цоколем43. Стены срублены в лапу из сосновых бревен, а снаружи обшиты дюймовыми досками. Здание имело десять осей, завершалось деревянным карнизом с модульонами под фронтонами. Парадное крыльцо акцентировалось двумя колоннами. Оно было окрашено серой масляной краской, а карниз и модульоны белой. С двух сторон от удельного госпиталя, расположенного на углу Санкт-Петербургской и Высоцкой улиц, возвели Малый и Большой дома для приезжающих особ в лагерное время.

В 1831 году Мейер составил проект деревянного двухэтажного дома для посланников на каменном фундаменте с галереями и службами вместо ветхого, прежде занимаемого великой княгиней Еленой Павловной. Он располагался на Санкт-Петербургской улице, севернее Троицкой церкви. Восточнее его находилось сельское училище. Дом для посланников построили из соснового леса, обшили тесом. Стены выкрасили под серую известь, наличники, фризы, карнизы, пояски, модульоны, замки, пилястры, балясины и парапет - белой краской, крышу - зеленой, а цоколь - серой масляной краской44.

На углу сада около дворца великого князя Михаила Павловича (угол Санкт-Петербургской и Михайловской улиц) возвели деревянный дом для дежурства отдельного гвардейского корпуса, так называемый штаб, прямоугольный в плане, на три оси45.

Генеральные планы Красного Села, датированные 1832 годом, дают наиболее полное представление о застройке к тому времени и свидетельствуют о ее расцвете46. Общественный центр сформировался в основном в Коломенской слободе и ограничивался улицами Александрийской и Ольгинской на севере и Михайловской на юге. Санкт-Петербургская улица упрочила свое значение главенствующей, она по-прежнему пересекала три слободы и объединяла сложившуюся застройку. Ядром центра стали дворцы императора и великого князя Михаила Павловича, а также построенный к тому времени на территории дворцового сада деревянный дворец наследника цесаревича, имевший в плане Г-образную форму. Между ними располагались деревянные кавалерские дома, гауптвахта и каменное здание кухни. Севернее дворца императора большой участок занимал военный госпиталь, а южнее дворца великого князя Михаила Павловича находился штаб гвардейского корпуса. На противоположной стороне Санкт-Петербургской улицы напротив военного госпиталя размещался удельный госпиталь. Напротив гауптвахты находилось деревянное здание удельной конторы, справа и слева от которой были конюшенные дворы с домами для конюшенных чиновников. Между этими строениями по красной линии Санкт-Петербургской улицы выступали кавалерские дома. За церковью Святой Троицы были возведены два дома для священника и между ними кавалерский дом. Севернее церкви стоял деревянный дом для посланников со службами, с большим садом между ними. На противоположной стороне в глубине участка располагались деревянные строения удельного училища.

Южнее бывшего шведского редута, уникального земляного сооружения XVII века, на планах обозначены три корпуса и службы вновь построенного военного госпиталя. На восточном берегу Безымянного озера, как показывают исторические документы, возвышалось до сих пор существующее каменное здание дворца императора Александра I, прямоугольное в плане. К нему примыкал большой сад. В расположении крестьянских домов в трех слободах в основном был заложен регулярный принцип, но с элементами свободной планировки. Геометрическая организация кварталов с учетом рельефа местности и сложившихся исторически дорог составила особенность формирования трех слобод.

Из работ, проводившихся в 1836 году, следует отметить постройку нового дворца цесаревича на месте старого дворца. Проект архитектора Мейера, утвержденный 3 августа, был осуществлен за один год47. Согласно описи, дворец прямоугольный с изломами в плане выстроили на каменном фундаменте из сосновых бревен в два этажа48. Стены обшили столярной обшивкой из сосновых досок «в рустек» (руст. - Т. Н..). На втором этаже концы балок и связей выпустили для устройства галереи. Фасады окрасили масляной краской под серую известь, цоколь и крыльца под свинец, крышу - зеленой масляной краской.

В целях безопасности от огня новое строительство крестьянских домов намечалось вести не ближе 100 саженей от дворцовых и других общественных зданий. Крестьянские дворы состояли из одно-или двухэтажных домов со службами, огородом и садом. В составе служб были кузница, баня, молотильный сарай. 30 марта 1840 года был утвержден новый генеральный план, по которому Братошинскую слободу предполагалось закончить Кирасирской улицей, Константиновская и Мариинская улицы отменялись, Никольская улица от Братошинской до Кирасирской не продолжалась, а все улицы, поперечные Санкт-Петербургской, предписывалось «для лучшего вида провести под прямыми углами, дабы угловые дома на главную улицу не были косвенны»49. Устанавливалась и очередность застройки: сначала Санкт-Петербургская, Братошинская и Никольская улицы, затем Лагерная и Коломенская и, наконец, Константиновская. Таким образом, Кирасирская улица замыкала Братошинскую слободу и застройка севернее ее не предполагалась, что создавало разрыв перед Павловской слободой по причине низкого и изрытого местоположения, а также в целях пожарной безопасности. Общественный хлебный магазин, находившийся севернее Кирасирской улицы и окруженный крестьянскими домами, в случае пожара неминуемо был бы уничтожен. Константиновская улица не назначалась, потому что должна была проходить по болоту, а Мариинская - слишком близко к улицам Братошинской и Высоцкой. Продолжение Никольской улицы от Братошинской до Кирасирской улицы из-за низменности места оказалось неудобным для постройки домов и поэтому предназначалось для постройки риг. Во избежание «излишней мокроты» в ненастное время по обе стороны новых улиц рыли канавы шириной не более двух аршин. Вырытую землю из канав по Лагерной улице до водоотводного канала предполагалось складывать по левую сторону в виде небольшого вала для предохранения селения от снежных заносов в зимнее время - это стало основой появления «валика», который сохранился. На других улицах вынутую землю следовало разравнивать. Братошинская слобода начиналась Высоцкой улицей и заканчивалась Кирасирской, Коломенская слобода начиналась от Высоцкой улицы и заканчивалась Лагерной.

Таким образом, к 1840-м годам сложилась основная «градостроительная сетка» улиц в Братошинской и Коломенской слободах. Центром Павловской слободы оставалась Санкт-Петербургская улица, на которой намечали разместить 108 дворов, а для остальных владельцев выделялся особый квартал между Петербургской и Стрельнинской дорогами. Это позволяло соблюсти некоторую симметрию по отношению к постройкам Братошинской слободы, а также придать селению живописный вид со стороны Стрельнинского шоссе, по которому в летнее время часто проезжала императорская семья. Предполагалось, что ручей разделит слободу на две части, каждая из которых будет иметь свои отличительные черты. В первой части (южной), где находился кирпичный завод, многие из крестьян занимались гончарным промыслом, во второй - разведением садов50.

Император при рассмотрении проектного плана Павловской слободы поручил продолжить ее последнюю улицу, названную Полевой, до смыкания углом с Задней улицей51. Генплан Павловской слободы получил утверждение 1 августа 1841 года52.

Большой приток людей в летнее время в Красное Село способствовал осуществлению проекта архитектора Мейера, предпринявшего по указанию удельного ведомства постройку 14 деревянных домов для сдачи внаем. Их решили возвести по правой стороне дороги из Красного Села к Дудергофу в Фабрикантской слободе (недалеко от Верхней красносельской бумажной фабрики). Проект был утвержден 19 апреля 1846 года53. Строительство велось с большой экономией: сосновый лес использовался только в тех местах, где сырость могла повредить дереву, - на половые балки, нижние венцы стен, а в остальных местах он был еловый. К октябрю 1841 года постройку 14 дач закончили. Фасады небольших домов на три оси либо не имели декора, либо оформлялись пилястрами. Большой дом на пять осей имел мезонин. Пилястры и балюстрада дополняли его облик.

Военные учения, смотры и маневры собирали в Красное Село большое количество гостей, в том числе иностранцев, генералитет. В связи с этим разработали программу по перестройке ряда зданий, их приспособлению к новому назначению.

По проекту Мейера в 1847 году в дворцовом саду возвели еще один деревянный дворец императора. Здание имело форму квадрата с выступавшими объемами восьмигранной башни и двух крылец. Для фундамента использовалась бутовая плита, на кладку цоколя употреблялся старый кирпич, от разобранного здания бывшей бумажной фабрики. Наружная обшивка делалась с рустиками, карнизами, поясками. Главный фасад выделялся пилястрами. Дворец был окрашен под серую известь с выделением деталей более светлым тоном54. 19 июня государь осмотрел новый дворец и признал, что «он хорош, очень хорош и убран прекрасно, в особенности изволил восхищаться видом с башни на лагерь»55.

В 1848 году по проекту архитектора Мейера здание Главного удельного училища и красносельского удельного госпиталя приспособили для квартир в лагерное время56. В связи с этим возникла необходимость в постройке новой удельной больницы, которую предполагалось расположить на пересечении улиц Дворцовой и Никольской (ныне существует, ул. Лермонтова, 30). Проект больницы, составленный Мейером, был утвержден 13 июня 1848 года57. Одноэтажное деревянное Т-образное здание со службами из бревен «в лапу» обшили «в рустик» строгаными досками. Карнизы, пилястры, парапет, пояски и продушины выполнялись «столярной работой». Здание окрасили под серую известь, окна и двери - белилами. В связи с болезнью зодчего перечисленные работы выполнял архитектор Г. Камуцци (за исключением фундаментов). Постройку закончили к октябрю 1849 года. Ее освидетельствование провел архитектор Н. Л. Бенуа и счел, что «здание построено хорошо, прочно, красиво и согласно с планом»58. Главный фасад больницы имел 3-11-3 осей59. Центральный вход выделялся четырехколонным портиком. Боковые ризалиты на три оси были обработаны пилястрами на углах и завершались треугольными фронтонами. В настоящее время портик в здании отсутствует, вместо него центральные четыре оси выделены лопатками.

Наряду с заботами о медицинском обслуживании жителей и гостей, приезжавших в летнее время в Красное Село, императорская фамилия стремилась, чтобы у военных чинов были светские развлечения в свободное от служебных обязанностей время. В связи с этим полковнику Н. Синельникову поручили наблюдение за устройством театра. Составление проекта взял на себя безвозмездно губернский инженер-архитектор Н. А. Сычев60. Для летнего театра определили место на правой стороне нового шоссе, ведущего из Красного Села мимо бумажной фабрики к селению фабрикантов, в низине Безымянного озера61.

13 декабря 1850 года император, «изъявив Высочайшее соизволение на постройку в Красном Селе летнего деревянного театра... изволил из двух составленных архитектором Сычевым фасадов утвердить упрощенный. Что же касается до плана театра, то по изъявленному Государем наследником цесаревичем желанию таковой переделан архитектором Театральной Дирекции Кавосом»62. А. К. Кавосу было предложено не увеличивать пропорции «противу плана архитектора Сычева, при сем препровождаемого, но с исправлением необходимых надобностей для театральных представлений и убавкою сцены, если пространство оной велико, а также чтобы было видно из всех мест»63.

Благодаря тому, что в строительстве принимали участие военные, театр построили всего за полгода - к 1 июля 1851 года. Если внешний облик театра, прямоугольного в плане, отличался простотой, то внутренняя отделка была эффектна и красива64. В зале, кроме партера, устроили бенуар и еще один ярус лож. Стены зала покрывали обои под мрамор, служившие удачным фоном для золотых украшений с элементами военной арматуры на барьерах лож.

Убранство дополняла люстра в виде парившего орла, державшего венок. На занавесе был изображен красносельский лагерь. В 1860 году в театре провели ряд исправлений, а в 1868 году по ходатайству великого князя Николая Николаевича старшего построили новый театр. Газета «Голос» за 1868 год характеризовала новую постройку, как первую архитектурную попытку «устроить театр в русском стиле»65. Окончательной отработкой проекта театра занимались инженер-полковник Бенземан и его помощник Еньский. Здание имело 8 саженей в высоту, 25 саженей в длину и 15 саженей в ширину. В зрительном зале устроили партер и три яруса. Внутреннюю отделку производили по рисункам архитектора Харламова. Просторное фойе при бельэтаже вело на обширную террасу, расположенную над главным подъездом здания. Две боковые царские ложи имели форму изб с коньками и орнаментом с характерными мотивами народного зодчества. Так же были орнаментованы барьеры лож, окна снаружи здания. Строго соблюдался типичный характер украшений: лошадь с поводырем, павлин, орел с распростертыми крыльями. На плафоне изображались фигуры русских крестьянок в одежде разных губерний.

В 1904 году театр подвергся капитальной перестройке66. Работами руководил академик архитектуры А. И. фон Гоген. В зрительном зале сделали новый плафон. Художественные работы выполнял Гуджиери. Почти за полвека при театре, который не сохранился, сформировался большой парк.

Из построек середины XIX века следует выделить деревянную гауптвахту67. На фасаде двухэтажного здания на пять осей указана дата - 1851 год. Окна обработаны рустом, фронтон имеет фигурную форму. Гауптвахта сохранялась без изменений и зафиксирована на фотографии конца XIX - начала XX века68.

Красное Село находилось в 25,5 версты к юго-востоку от Санкт-Петербурга. Поэтому для обеспечения быстрого и удобного сообщения со столицей большое внимание уделили постройке железной дороги.

Эта дорога при помощи командированных нижних чинов гвардии (по 180 человек с полка) была начата летом 1858 года от Лигово. На следующий год по ней открыли движение69.

Вокзал, возведенный в готических формах по проекту Н. Л. Бенуа, стал воплощением романтических исканий архитектора, впервые нашедших отражение в здании вокзала в Петергофе70. Рядом с каменным зданием вокзала находилась деревянная станция в «русском стиле», предназначенная для приезда императора (автор неизвестен). Деревянные здания военного госпиталя со службами, находившиеся к югу за Госпитальной улицей, были построены к 1832 году. На найденном чертеже генерального плана, датируемом 1864 годом, на этом месте изображены два больничных корпуса для пяти офицеров и 120 нижних чинов, флигель для семей чиновников, флигель для аптеки и кухни, часовня, цейхгауз71.

В статье Е. С. Каменского «Красное Село» есть указание, что военный госпиталь был построен в 1865 году72. Ныне часть зданий госпиталя, обозначенных на генплане, сохранилась (ул. Восстановления, 13). Сейчас в них размещается профилакторий. Главный фасад сохранившегося лечебного корпуса имеет 12 осей. Стены акцентированы пилястрами в простенках между окнами, которые оформлены наличниками. К сожалению, к нему пристроено современное кирпичное здание.

В 1866 году на Михайловской улице недалеко от ската с возвышенности возвели еще один деревянный дворец императора73.

На протяжении XIX века практиковалось в основном деревянное строительство, которое велось по регламентированным планам и носило регулярный характер с учетом своеобразных природных особенностей. Потребности дачной жизни диктовали необходимость малоэтажной застройки, скромной по размерам и отделке. Центральная улица - Санкт-Петербургская - сохраняла свое значение символа централизованной власти. Патриархальный уклад, развитие промыслов, садоводства и огородничества отразились на сочетании черт «фасадной» застройки, имевшей определенные интервалы, с усадебной застройкой. Город словно растворялся в окружающей природе, сочетая единство и монотонность облика, гармоничность и статичность, симметрию и чисто формальные приемы.

К 1914 году местное население Красного Села без фабрикантской слободы насчитывало приблизительно 3500 человек. Крестьяне села были довольно зажиточны. Годовой бюджет семьи колебался от 400 до 500 рублей. По сумме оборота в Царскосельском уезде Красное Село занимало второе место после Гатчины.

Земледелие являлось не главным занятием крестьян, а лишь подсобным. Главными источниками дохода служили различного рода промыслы, огородничество, садоводство.

«Красное Село выделяется еще значительным количеством своих... мельниц. Последние находятся в постоянном действии, заботясь о провианте для гигантского желудка. Мельницы раскинуты по разным местам города и лагеря и выстроены по разным системам: есть громадная паровая мельница, есть водяная не меньших размеров и несколько каменных ветряных, живо напоминающих своими красными верхушками и работающими крыльями германские города с их непременными въездными аллеями, шлагбаумами, отличным шоссе и распренепременными ветряками. Вблизи города пасутся на просторе огромные стада черкасской породы. Это будущие солдатские щи и офицерские котлеты, ростбифы и бифштексы»74, - так в 1880 году писало одно из российских изданий.

В связи с этим обращает на себя внимание постройка бойни для скота, например, в Братошинской слободе между вокзалом и бывшей фаянсовой фабрикой (ныне не сохранилась)75. Летом жители села сдавали дома под дачи. С учетом стоянки войск население увеличивалось более чем на 10 000 человек.

А. П. Верландер дал красочное описание местных условий жизни: «Летом - это бойкие, оживленные, густо населенные пункты; зимою же, Красное, со всеми его дворцами и военными управлениями, - не лучше большой деревни на глухом тракте... Исключительная особенность здешней общественной жизни: на всем необъятном протяжении матушки-России нет, без сомнения, другой местности, которая стояла бы в такой сильной зависимости от прихода или ухода войск, как Красное или Дудергоф. Пришли войска - момент общего возрождения для быстрого и пышного расцвета; ушли - жизнь прячется в могилу»76.

Сохранившиеся до настоящего времени деревянные и каменные строения военных лагерей являются уникальными образцами казарменного строительства XIX - начала XX века не только Красного Села, но и всей России.

С развитием поселения потребность в зданиях общественного назначения возрастала. В 1891 году по проекту архитектора Вл. А. Косякова южнее Госпитальной улицы на возвышенном месте возвели деревянную церковь святого Александра Невского (ныне ул. Щуппа, 10)77. Построенная в «русском стиле», она отличалась живописной компоновкой объемов и сдержанной декоративной резьбой.

В начале века вблизи от писчебумажной фабрики наследников К. П. Печаткина возник фабричный поселок. Пять сохранившихся деревянных двухэтажных строений и одно каменное здание бани позволяют судить о его своеобразии. На закладной табличке, обнаруженной во время ремонта одного из домов, были указаны дата -1905 год и автор - инженер-технолог М. П. Горбунов, что подтвердилось и архивными изысканиями. Деревянные дома имеют скромную декоративную отделку. Но эффектно оформлены школа (дом № 7) и дом № 2 - с резными кронштейнами и орнаментом.

Из построек в стиле модерн следует выделить кирпичное двухэтажное здание пожарной части, построенной на месте деревянной по Высоцкой улице (ныне ул. Юных пионеров, 7). Здание имеет 10 осей. Три въезда для машин и окна выделяются фигурным обрамлением в кирпиче.

Обращает на себя внимание также двухэтажный жилой дом на Санкт-Петербургской улице (ныне пр. Ленина, 93). Дом имеет четыре оси и выделяется эркером со шлемовидным завершением.

Найденный чертеж78 погреба, датированный 1901 годом и подписанный архитектором В. В. Николя, позволяет идентифицировать его с погребом, сохранившимся в натуре рядом с домом по пр. Ленина, 83. Он решен в двух уровнях, имеет куполообразное завершение. Немногочисленные сохранившиеся образцы архитектуры модерна масштабны и потому удачно вписались в «дачно-сельскую» структуру Красного Села, обозначив новые веяния начала XX века. Это явилось также отражением значимости Красного Села, его постепенного перехода от поселения к статусу города, испытывающего на себе все большее влияние Санкт-Петербурга.




1 Шведские планы и карты XVII века впервые введены в научный оборот С. Б. Горбатенко в исторической справке «Дудергоф» (СПб., 1992). Совмещение планов XVII и XIX веков сделано С. Б. Горбатенко и А. Л. Рейманом.
2 Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889. С. 430.
3 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1288. Оп. 5. Д. 196. Л. 15.
4 Там же. Ф. 467. Оп. 2. Д. 58а. Л. 31-31 об.
5 Там же. Ф. 468. Оп. 36. Д. 5. Л. 4.
6 Там же. Л. 6.
7 Там же. Ф. 466. Оп. 36/1629. Д. 78. Л. 33.
8 Сообщение кабинета теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР. М., 1940. С. 33.
9 РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 100. Л. 85.
10 Там же. Ф. 485. Оп. 3. Д. 119.
11 Там же. Ф. 515. Оп. 71. Д. 1896.
12 Там же. Ф. 796. Оп. 14. Д. 85. Л. 8.
13 Там же. Л. 8, 12.
14 См. примеч. 2.
15 РГИА. Ф. 468. Оп. 43. Д. 852. Л. 1-5.
16 Там же. Л. 1.
17 Там же. Ф. 515. Оп. 71. Д. 1762.
18 Там же.
19 Там же. Д. 1761.
20 Там же. Ф. 519. Оп. 1. Д. 1063. Л. 3.
21 Там же. Ф. 515. Оп. 7. Д. 250. Л. 13; Ф. 515. Оп. 1. Д. 31. Л. 36.
22 Там же. Оп. 1. Д. 33. Л. 17, 18.
23 Там же. Д. 1051. Л. 1.
24 Там же. Л. 2-2 об.
25 Там же. Д. 953. Л. 25-25 об.; 27.
26 Там же. Оп. 71. Д. 49.
27 Там же. Д. 51.
28 Там же. Д. 66.
29 Там же. Д. 61.
30 Там же. Оп. 22. Д. 58.
31 Там же. Оп. 7. Д. 1069. Л. 18.
32 Там же. Оп. 1. Д. 36. Л. 145.
33 Там же. Л. 134 об., 135, 141.
34 Там же. Оп. 71. Д. 46, 47.
35 Там же. Оп. 7. Д. 1069. Л. 304.
36 Там же. Д. 1051. Л. 16-17; Оп. 71. Д. 221.
37 Там же. Оп. 7. Д. 1355. Л. 6 об.
38 Там же. Д. 1354. Л. 86.
39 Там же. Д. 1052. Л. 85-86 об.
40 Там же. Оп. 71. Д. 231.
41 Там же. Оп. 7. Д. 1354. Л. 101.
42 Там же. Оп. 1051. Л. 360.
43 Там же. Д. 1052. Л. 3-36.
44 Там же. Оп. 8. Д. 29. Л. 4-4 об., 238-241.
45 Там же. Оп. 7. Д. 63.
46 Там же. Оп. 71. Д. 37, 178, 1582.
47 Там же. Оп. 8. Д. 78. Л. 31, 26, 324; Оп. 71. Д. 226, 227, 228; Оп. 71. Д. 1894.
48 Там же. Оп. 8. Д. 78. Л. 243-244 об.
49 Там же. Оп. 71. Д. 4113; Оп. 16. Д. 367. Л. 31-33. Л. 3-5, 7.
50 Там же. Оп. 66. Д. 327. Л. 54-54 об., 55.
51 Там же. Оп. 16. Д. 887. Л. 96-97.
52 Там же. Л. 304 об.
53 Там же. Оп. 15. Д. 864; Л. 1 об. -3; Д. 15.
54 Там же. Оп. 8. Д. 510. Л. 1, 2, 4 об, 5-6; Д. 372.
55 Там же. Л. 42.
56 Там же. Оп. 71. Д. 267, 261.
57 Там же. Оп. 7. Д. 2205. Л. 133-135, 200, 202; Оп. 71. Д. 2.
58 Там же. Оп. 7. Д. 2205. Л. 241 об.
59 Там же. Д. 2205.
60 Там же. Ф. 472. Оп. 16. Д. 131. Л. 1, 2.
61 Там же. Ф. 515. Оп. 10. Д. 2775. Л. 1-1 об.
62 Там же. Ф. 472. Оп. 17. Д. 131. Л. 11 об.
63 Там же. Л. 6-6 об.
64 См. примеч. 2. Цит. С. 432.
65 Голос. 1868. № 178. 29 июня. С. 4.
66 Новое время. 1904. № 10152. 7 июня. С. 4.
67 РГИА. Ф. 515. Оп. 93. Д. 363.
68 Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.). Б. 1421.
69 Верландер Л. П. По Балтийской дороге. СПб., 1883. С. 153.
70 Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979. С. 297.
71 РГИА. Ф. 485. Оп. 3. Д. 122.
72 Ист. вестн. 1913. Т. 133. № 8. С. 655.
73 Там же. С. 660.
74 Новорос. телеграф. 1880. № 1654. 15 авг. С. 1.
75 В совершенстве одного из комплексов зданий бойни, местонахождение которых не установлено, можно убедиться, ознакомившись с альбомом фотографий «Красносельские бойни» (б/д), хранящемся в отделе эстампа Российской национальной библиотеки.
76 См. прил. 71. Цит. С. 154.
77 Прибавление к церков. ведомостям. 1891. № 24. С. 781-782.
78 РГИА. Ф. 515. Оп. 93. Д. 357.

Автор: Николаева Т.И.

Источник: http://krasnoeselo.su/books/history_spb_18.pdf



Категория: История Красного Села и Дудергофа | Просмотры: 2605 | Рейтинг: 1.0/1 | Добавлено: 09 Апреля 2013 | Добавил: AxiosTiger
добавить на Яндекс
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Четверг
18 Января 2018
22:45:39

Авторизация через соцсети

Страница входа
Информеры


Информер - курсы валют
Статистика

Яндекс.Метрика

Locations of visitors to this page

Пользователей:
Всего: 1449
Новых за месяц: 5
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger

Поздравляем
с Днём Рождения:

Влад(45), fotoaliance(18), Neo-art(33), billqf18(36), cadet2000(37)

Статистика материалов:
Новостей: 1993
"Новый Красносел": 9408
Фотографий: 1353
Статей сайта: 66
Объявлений: 28
Форум(тем/постов): 1177/9452
Фильмов: 6299
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 113
Тестов: 55
Комментарии: 3833
Гостевая: 129
 
Copyright © 2006 - 2016 KrasnoeSelo.su