В Милане из-за коронавируса отменили показы мод, в Париже - книжную ярмарку, в Женеве - автосалон, в Петербурге -международный экономический форум. Под угрозой - Олимпиада в Токио. Экономисты говорят о влиянии эпидемии на всю мировую экономику. Из-за снижения деловой активности в Китае уже упал спрос и цены на нефть.
У нас в России как всегда две крайности: с одной стороны, бравада, мол, вируса у нас практически нет. С другой - карантинная показуха
СТРАШЕН ЛИ ВИРУС
У специалистов о самой эпидемии, ее серьезности и последствиях, разные мнения. Было бы странным единодушие при оценке такого нового и сложного явления.
Здравый смысл подсказывает, что не надо ни преуменьшать угрозу, ни впадать в панику.
Сейчас многие говорят о напрасной истерике, называют коронавирус «информационной эпидемией». И начинают рассуждать, кому это выгодно.
Мир так устроен, что любой процесс кому-нибудь чем-то да выгоден. Но версии злонамеренного запуска эпидемии никем всерьез не подтверждаются.
Нынешнюю напасть многие сравнивают с обычным гриппом. Дескать, он тоже опасен, от него тоже есть какая-то смертность, особенно у пожилых людей с хроническими недугами. Однако, по оценке Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности от коронавируса более чем в три раза превышает смертность от обычного гриппа.Одним словом, угроза есть, насколько она катастрофична, не совсем ясно.
СВОИМ ПУТЕМ
Насколько адекватны, достаточны или беспомощны, те меры, которые принимают разные государства в борьбе с эпидемией - пока оценить трудно.
Но Россия, как всегда, стоит особняком
Официально заболевших у нас - единицы, почти нет. Но есть и сомнения в этом. Вот, к примеру, что пишет московский доктор Павел Брандт на своей странице в фейсбуке: «Вы реально думаете, что в РФ нет заболевших COVID-19? Как такое вообще возможно?». Доктор напоминает: у нас огромная сухопутная граница с Китаем, в стране по официальным данным проживает сорок тысяч, а по неофициальным - почти миллион китайцев. Они постоянно перемещаются через границу. К ним приезжают родственники и друзья, они сами регулярно ездят на родину. У России с Китаем большой товарооборот, и много китайских бизнесменов прилетает к нам каждый день. Наши бизнесмены очень активно летают в Китай. Туристический поток тоже никто не отменял... Таким образом, у нас даже теоретически не может не быть инфицированных. Они есть и их реально много. По оценке Павла Брандта, их должно быть несколько десятков тысяч.
И проблема даже не в замалчивании, а в системе здравоохранения. Доктор пишет: «Вы только вдумайтесь: анализ на коронави-рус невозможно сдать в Москве без госпитализации в КИБ 1 [инфекционная больница], от которой все бегут, как черт от ладана. Что уж говорить о Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Находке и т.д., где вероятность инфицирования просто огромна из-за тесных связей с Китаем...
К тому моменту, как мы стали паниковать, закрывать границы и отлавливать граждан Китая у метро «Белорусская», у нас уже были сотни инфицированных. Есть и погибшие, конечно. Правда, у нас их, скорее всего, меньше, поскольку основная смертность в группе 70+, а у нас таких долгожителей не так уж и много... Нормальной медицинской статистики у нас нет, так что никто не в курсе, от чего погибают люди. Ну, умер пожилой человек в Хабаровске от пневмонии. Смерть от пневмонии само по себе явление нередкое. Никто не будет проверять на коронавирус, тем более, что проверять все равно нечем... »
То есть мы делаем вид, что эпидемии нет. По мнению Павла Брандта, это, как ни парадоксально, не худший выбор в условиях, когда сопротивляться все равно нечем. Хотя бы не несем ущерб от паники, закрытия регионов для посещения и т.д.
А там, при благоприятном развитии, глядишь, и пронесет, и все уляжется.
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляет, что «государство сделало все, чтобы обеспечить готовность медицинской сети».
И эта «готовность» изо всех сил демонстрируется. Мы постоянно слышим об очередных отдельных гражданах, выдернутых из обычной жизни и посаженных на карантин, и о том, с какой решительностью и жесткостью это делается.
Но при этом принимаемые меры даже у неспециалиста вызывают недоумение. В Москве посаженные в больницу «на карантин» жалуются, что их не изолируют от других больных. Подолгу не сообщают результаты анализов не только пациентам, но и врачам. К москвичке, помещенной в инфекционную больницу из-за поездки в Китай двухнедельной давности, подселяют в палату двух только что прилетевших китаянок с подозрением на коронавирус. Зачем? Чтобы перезаражали друг друга? «О каком карантине речь?» - спрашивает она.
Идут выборочные облавы на тех, о ком случайно стало известно, что он был в Китае. А до кого не дошли (а таких большинство), до того и не дошли, и ладно.
То есть очевидно, что главная цель усилий медслужащих - не обезопасить страну, а обезопасить себя от обвинений в бездействии. Даже в таком серьезном деле как остановка эпидемии срабатывает обычная для нашей системы показуха и наплевательство на реальный результат.
Это ярко показал и судебный процесс в Петербурге над здоровой женщиной, сбежавшей из-под карантина в больнице Боткина. Все кричат об опасности ее поступка, но при этом судят ее и общаются с ней без масок, ничего не боясь. Значит, понимают, что это лишь спектакль. А показательно уволенный главврач больницы Алексей Яковлев в интервью «Доктору Питеру» прямо заявил: «Противоэпидемические мероприятия в Петербурге были организованы неправильно. И вся ситуация со сбежавшими пациентами, с судами над ними, с моим увольнением спровоцирована этими неправильными организационными решениями».
Сам суд, по мнению Яковлева, был организован в воспитательных целях. «В нем не было ни капли медицины — с эпидемиологической точки зрения это выглядело неадекватно».
Еще одна цитата Яковлева насчет карантина:
«В постановлении главного санитарного врача Анны Поповой четко написано, что здоровые люди должны наблюдаться дома. На заседании оперативного штаба по профилактике и контролю за распространением коронави-русной инфекции в Петербурге обсуждался выбор места для карантина здоровых — все как бы понимали, что им нечего делать в больнице. Выбрали пансионат, сотрудники клиники провели обучение его персонала, предоставили халаты, средства индивидуальной защиты. Но все остановилось. Нам говорили, что развернуть там «карантинный пост» невозможно, мол, нет забора, а на его строительство уйдет две недели (в Китае больницу для пациентов с коронавирусом построили за неделю - Прим. «Доктора Питера»). На самом деле Росгвардия способна возвести его за несколько часов. Но она станет это делать, если ее привлекут к карантину. А его в Петербурге по факту не было».
Одним словом, все это больше похоже не на «готовность медицины», а лишь на громкую и беспорядочную демонстрацию этой готовности.
Вот только остается закономерный вопрос: что будет, если действительно случится серьезная эпидемия?