«На этих шокирующих кадрах наркопритон в одном из спальных районов Петербурга» - прозвучало в ток-шоу на Первом канале. Речь шла о Красном Селе, коммунальной квартире в многоэтажном доме на Театральной улице. Правда, ведущий передачи тут же назвал место действия Ленинградской областью, но не в этом суть
Фото: Кадр из передачи Мужское/Женское, выпуск от 20.03.2020. Слева направо: руководитель службы опеки МО г. Красное Село Светлана Кутюшова; соседка по дому и главная героиня
ГЕРОИНЯ С НАШЕЙ УЛИЦЫ
На подиуме - растерянная плачущая 30-летняя женщина с непростой биографией. Росла в многодетной семье, бил отчим, училась в интернате, в 14 лет ушла из дома... А сейчас у нее двое маленьких детей, муж из Туркмении, который ее уже не признает, а только привозит продукты и хочет забрать себе дочку...
Это она - хозяйка подаренной родителями комнаты в коммуналке, в которой детские кроватки, игрушки и... «наркопритон».
Этот притон засвидетельствовал при помощи видеокамеры в глазке своей двери сосед по коммуналке. Сам он там не живет, комнату сдает, но сдать ее стало невозможно из-за неприятного соседства - на повторяемых мутных кадрах видно, как несколько человек что-то курят в коридоре. Говорят, злополучную дверь и даже окно на первом этаже легко узнать среди других по характерным признакам.
После поднятого шума в квартиру пришли работники службы опеки с полицейскими и - забрали детей, полуторагодовалую дочку и сына, которому всего несколько месяцев.
И теперь их мама сидит на передаче и рыдает. Похоже, детей она искренне любит и даже заботилась, хоть и спихивала на соседку по подъезду. Она признает - да, употребляла наркотики, да приходили гости. Она добрая, кормила их. Она раскаивается, хочет вылечиться, но главное -верните детей!
Героиня не производит впечатление умного человека. А где было набраться ума - в конфликтной семье, в интернате, в бегах? Человек осуществляет тот сценарий, тот способ жизни, который видел, к которому склоняют окружающие и который кажется проще.
В том, что она оказалась в незавидной и жалкой роли отрицательной телезвезды - тоже видна простота и податливость. Возможно, поверила, что разжалобит зрителей и вернут детей.
Она сидит, и все ее клюют
ТОК-ЗАСЕДАТЕЛИ
По студии расхаживает вечный надменный ведущий, который еще лет десять назад мог казаться интеллигентным человеком. Теперь он позволяет себе тыкать героине, называть ее бабой и угрожать, что ей придется посидеть в тюрьме, хотя суда еще не было.
Зал полон любующимися собой «разоблачителями» с блеклыми лицами и столь же блеклыми правильными речами о том, как они возмущены героиней сюжета, что ей теперь надо делать, какие получать справки, проходить экспертизы и т.д.
Никаких свежих мыслей или хотя бы человеческого сочувствия к жизненной драме, никакого желания войти в незавидное положение. Впрочем, подобная тусовка из никому не известных «экспертов», членов разных организаций и «неравнодушных» завсегдатаев обычна для подобных ток-шоу.
Все это напоминает плохой педсовет с разбором ученика, совершившего нечто из ряда вон выходящее, что педагоги и родители прохлопали, а теперь праведно выходят из себя и изрыгают гнев, кто как умеет и кому как кажется красивее.
Только вот выходит ли вон из обычного ряда жизнь провинившейся на «наркопритоне»? Сколько таких Кать, Свет, Алин, Марин и т.д.? И в стране, и в городе, и в Красном Селе? А тут - заметили! Покричали, покрасовались и разошлись.
У ВСЕХ ДЕТЕЙ НЕ ОТБЕРЕШЬ
Что изменится от этой передачи в жизни тех, кого ни «приличные люди», ни государство в упор не хотят видеть, пока их не заденет за свое за живое? Ведь, если разобраться, женщина с Театральной попала в сводки службы опеки и полиции, а потом на телеэкран только потому, что сосед из-за ее «притона» не мог успешно сдать свою комнату и занялся «расследованием».
Ей не повезло - отобрали детей. А многих пронесло и проносит постоянно - не отбирают. Никто не знает, будет ли детям лучше там, куда они попадут. Им ведь не другую «хорошую» маму взамен «плохой» предлагают, мама-то одна. И в данном случае - даже не самая страшная, как-то любила и как-то заботилась.
Если мы хотим, чтобы все оставалось как есть, и мы оставались в своем самообмане - давайте показательно отбирать детей и проводить подобные ток-шоу. Дескать, нашлась паршивая овца - вон из стада, а детей как-нибудь воспитаем. И успокоились.
Если же мы хотим смотреть правде в глаза, то такие паршивые овцы (и бараны) на каждом шагу, в самых разных обличьях - кто-то колется, кто-то пьет, а кому-то просто нет дела до своего потомства. Есть зоны неблагополучия, в которых тихо тонет часть наших сограждан, наших детей, родителей, соседей.
Да, утопающий должен прежде всего спасать себя сам. И сам отвечать за себя и за своих детей. Но если в обществе есть трясина, то она всегда будет кого-то засасывать.
Так, может быть, надо осушать трясину и вытаскивать тех, кто туда вляпался, а не добивать? Но заниматься мелиорацией куда сложнее, чем забирать из дома детей и негодовать с телеэкрана.