Отрывки Записной Книжки Маэстро:
"Занимаясь отбором песен для кинофильма " 10 дней, которые потрясли мир",
я выяснил достоверно, что Революция (не только октября 1917-го года) и
все революционное движение на протяжении десятков лет, не создали ни
одной своей песни. Все песни Революции - это немецкие, французские (Варшавянка, Интернационал),
польские и т.д. песни.
Ни одной песни Русской: "Беснуйтесь, тираны", "Смело, товарищи, в ногу", "Красное знамя",
Марсельезы разных родов. Ни одной своей ноты и, кажется, ни одного русского слова.
Это - не только удивительно. Россия и Революция оказались духовно несовместимыми.
А сама Революция - по выражению Блока - оказалась совершенно "немузыкальным" явлением.
Тексты песен принадлежат, большей частью, Еврейским авторам.
Родоначальником этой поэзии в России оказался Надсон с его нытьем
и абсолютным отсутствием поэтического видения мира."
"Существует искусство - как голос души, как исповедь души.
Такова была русская традиция. В 19-м веке, а может быть и раньше,
из Европы пришла (и особенно распространилась) идея искусства -
как развлечения для богатых, для сытых, искусства - как индустрии,
искусства - как коммерции. Искусство - как удовольствие, как комфорт.
Искусство - принадлежность комфорта"
"Православие - музыка статична, все внутри, в душе.
Мелодия - хор - гимн. Восторг мира! Выразительность интонации.
Идея - свобода. Инструмент - от Бога - голос, хор. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ.
Католицизм - музыка вся в движении, в динамике. Активность,
воля, борьба, власть над миром. РАЦИОНАЛЬНОЕ. Фуга, мотет,
конрапункт, инверсии, т. е. механические, умозрительные перестановки нот.
Придуманный, сконструированный инструмент - орган, оркестр.
Измышленная музыка, невыразительность интонации, но - формообразование.
Конструктивизм, драматургия вместо интонации."