Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Как Вы попали на сайт?
Всего ответов: 8
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » История Красного Села и Дудергофа » Новый взгляд на историю Лиговского канала [ Добавить статью ]

08 Мая 2020

Новый взгляд на историю Лиговского канала

На территории Красносельского района находятся остатки созданного при Петре I Литовского канала. Существует общепризнанная и широко растиражированная версия о том, что канал начинался из реки Лиги (Дудергофки) и предназначался для снабжениия Петербурга питьевой водой и снабжения водой фонтанов Летнего сада. Эта версия не выдерживает даже самой доброжелательной критики.

Анализ географических и топографических карт района Горелова - Лигова показывает, что канал берет свое начало не из реки Дудергофки, которая в этом месте была очень мелкой, а из начинающейся у подножия Дудергофской и Кирхгофской возвышенностей реки Черной, которая, вероятно, была одним из истоков текущей здесь на север реки Койровки. Между рекой Черной и Дудергофкой есть две перемычки, но водоток между ними был возможен через специальный водоспуск только из Черной в Дудергофку, т.к. она снабжала ею Полежаевский пруд и нижележащие гидросистемы дворцов и парков. А река Лига, исток которой находился в районе Лигова-Ториков, вообще не могла быть источником заполнения канала, т.к. их размеры просто несоизмеримы Версия о волоснабжающей роли канала для южных районов Петербурга несостоятельна по двум причинам. Первая - еще в 1709-1714 гг. на реке Дудергофке построены мельница для производства бумажной массы из соломы и тряпья, бумажная и текстильная фабрики, которые дают большое количество загрязнений воды; транспортировать такую воду в Петербург вряд ли было целесообразно. Вторая - для снабжения водой южной части Петербурга и фонтанов Летнего сада гораздо рациональнее было бы использовать реку Волковку, начинавшуюся у Пулковской возвышенности и доходившую прямо в город до будущего Обводного канала, и реку Койровку, доходившую до Автова. Обе реки питались чистейшей родниковой водой и не подвергались загрязнению на пути в город. Эту же роль мог выполнять и Обводный канал.

Большое сомнение вызывает и версия о назначении Лиговского канала как источника водоснабжения фонтанов Летнего сада. Дело в том, что не удалось обнаружить документов, показывающих способ переброски воды из канала через глубокую и широкую судоходную Фонтанку (а позднее - и Обводный канал) в Летний сад. Постройка подводного водовода из деревянных труб была невозможна из-за отсутствия необходимых технологий и технических средств для подводных работ. Постройка высоко над рекой (для пропуска судов) акведука в центре города стала бы заметным архитектурным событием, но ни каких сведений об этом нет. И, наконец, самое главное - нет ни одного достоверного доказательства или просто сообщения о том, что в результате постройки Лиговского канала фонтаны Летнего сада стали работать лучше, чем до него.

Помимо изложенного, наиболее убедительное объективное доказательство против версии о водоснабжаюшей функции Лиговского канала, может самостоятельно получить каждый желающий. Оно находится у платформы Дачное, где Литовский канал разделяется на две параллельные одинаковые нитки, которые через 200 -300 метров соединяются вновь в одну линию. Количество протекающей по каналу воды как до развилки, так и после нее остается неизменным, поэтому ее строительств на водоснабжающем канале не находит разумного объяснения. Однако не будем поспешно обвинять наших далеких предков в непродуманных решениях и попытаемся взглянуть на назначение Лиговского канала с другой точки зрения.

Между Швецией и захваченными ею землями Водской пятины, Ладогой и Новгородом, Нарвой н Прибалтикой существовали водные пути сообщения по Балтийскому морю, Финскому заливу, Ладоге, Неве и мелким рекам. Однако большую часть года после замерзания этих водных путей единственной транспортной магистралью оставалась Старая Нарвская дорога через Выборг, Ландскрону (Ниен), Горелово, Красное Село и далее на Псков, Нарву, Новгород и т.д. Именно эта дорога показана на планах Петербурга 1705 и более поздних лет в историко-географическом атласе Ленинграда. Она начиналась у современной набережной Робеспьера и соединялась с районом Смольного (напротив Охты и Ниеншанца) и шла точно по трассе будущего Лиговского канала, который заканчивался прудом на месте Таврического сада. Таким образом, трасса канала была проложена рядом с дорогой. Это очень важное обстоятельство, тем более что подобное соседство канала и дороги не было единственным случаем: вдоль современного Витебского проспекта проходил Волконский канал, а вдоль реки Волковки - дорога до Невы у Александро-Невской лавры; в 1715 г. проектировался и начал строиться канал от устья Фонтанки до Стрельны-Лигова вдоль Петергофской (Новой Нарвской) дороги, причем он имел исключительно транспортное назначение.

Приведенные факты позволяют утверждать, что каналы строились для передвижения небольших судов, перевозивших для строительства дворцов и парков тяжелых строительные грузы, недоступные для колесных повозок. А передвигаться эти суда могли только на конной тяге, двигавшейся по дороге рядом с каналом. Второе, а может быть, и первое назначение каналов • быть (как и реки) идеальными зимниками, дорогами для передвижения повозок по льду в зимнее время. В связи с этим назначением становится совершенно понятной постройка «развилки» у платформы Дачное - она была местом расхождения судов, следовавших в противоположных направлениях, и встречного разъезда повозок по льду. Для перехода транспортных средств из Лиговского канала на реку Дудергофку и далее в Лигово, Стрельну и Петергоф, были созданы перемычки между каналом, реками Черной и Дудергофкой, что позволяло связать канал водным путем с районом Красного Села.
Таким образом, можно считать установленным, что общепризнанная версия о постройке Лиговского канала для снабжения водой южных окраин Петербурга и фонтанов Летнего сада водой из Лиги (Дудергофки) не выдерживает критики; основным назначением канала была его транспортная функция.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/




Категория: История Красного Села и Дудергофа | Просмотры: 18 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: Лиговский канал | Добавлено: 08 Мая 2020 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Пятница
29 Мая 2020
23:31:52


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 378
Новых за месяц: 11
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 1

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
sasa1968

Статистика материалов:
Новостей: 2404
"Новый Красносел": 11320
Фотографий: 1353
Статей сайта: 125
Объявлений: 23
Форум(тем/постов): 1191/9523
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 139
Комментарии: 3853
Гостевая: 128
 
Copyright © 2006 - 2020 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru