Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Как Вы попали на сайт?
Всего ответов: 0
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » История Красного Села и Дудергофа » Новый взгляд на Великую Отечественную войну (толерантность - дорога к миру) [ Добавить статью ]

17 Июня 2018

Новый взгляд на Великую Отечественную войну (толерантность - дорога к миру)

Великая Отечественная война закончилась в 194 5 году. Более полувека потребовалось людям, чтобы посмотреть на проблему войны с другой стороны. И новый взгляд был гораздо человечнее, гуманнее, толерантнее. По определению толерантность - это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных понятий .

И это послужило толчком, для того чтобы ответить на вопрос: Были ли другие взгляды на войну? Да, были. Ведь существовали не только эсэсовцы и фашисты, но и те, кому пришлось пойти на фронт по воле судьбы, по приказу. И именно таким человеком стал немецкий художник Юрген Бертельсманн.

Чистота сердца и широта души этого человека позволили ему в тяжелейшие годы войны, в условиях ужесточённых боёв, понять русских людей и изобразить не только их внешнюю красоту, но и богатый внутренний мир с той любовью, на которую не способен истинный враг. В письмах своей жене он говорит: «Природа здесь неизмеримо огромнее и девственнее, чем у нас. Человек кажется крошечным перед ней. Он её отпечаток. Он ещё почти так же невинен в простоте и мудрости своего сердца». И действительно рисунки поражают своей чистотой, открытостью и добротой. Особенно удивляют глаза, которые смотрят на нас без тени страха, а это значит, что Юрген Бертельсманн жаждал мира и счастья, он противился войне, а следовательно он был толерантен к русским людям. И эта толерантность нашла отражение в его картинах. Поэтому мы поставили перед собой задачу поглубже изучить творчество этого человека, немецкого солдата.

Биография Юргена Бертельсманна.

Юрген Бертельсманн родился 18.02.1913. Он сын художника Вальтера Бертельсманна из Ворпсведе и скульптора и художницы Эрны Бертельсманн-Лундбек. Впервые интерес к рисованию и живописи пробудился в доме его родителей и в кругу их знакомых, к которым принадлежали основатели колонии художников Ворпсведе. Вальтер Бертельсманн был другом и учеником Гансаам Енде. Юрген Бертельсманн считал себя последователем художников круга Ворпсведе. Но он не подражал им. Он активно осваивал изобилие красок и форм, окружающих его. Рисовать и писать красками было для него жизненной необходимостью. Во многих картинах и эскизах проявляется уже высокая культура цвета, а также стремление через форму проникнуть в суть изображаемого. Юг мало привлекал его, северянина. Его все время тянуло на север, на побережье, к морю, в дальние края. Наверное, поэтому так полюбились ему просторы русского севера. По окончании обучения в Бремене у профессора Менца и профессора Макензена, он совершил много поездок и женился на своей соученице по художественной школе. В 1940 г. он получил место преподавателя живописи в гимназии в Штаде. Прежде чем он смог приступить к работе, он был призван на военную службу. В 1941 г. с первыми отрядами из Дании он был отправлен на восточный фронт. 28-летний художник пришел на гатчинскую землю в черной форме врага.

«Все еще идет война, безжалостная война... Мы все - только часть этой гигантской военной машины. Повернуть колесо обратно нельзя. Однако есть еще возможность что-то самому делать и думать . До сих пор мы еще никак не можем прийти в себя. Важно было лишь одно -выжить и не попасть в плен.

Нас страшат сталинские лагеря для интернированных и каторжные работы»
, - писал-рисовал он о себе и своих домашних. Взгляните на рисунок. «Усталость, неопределенность и страх в позах солдат», - пишет он.

Отряд, в котором был Ю. Бертельсманн, расквартировали в поселке Тайцы. Здесь были только северные немцы, и потому они между собой все улицы поселка называли именами своих родных городов. «Тайцы - милый маленький городок с добротными деревянными домами, всюду, где только можно, украшенными резьбой». Он ходил и минировал наши поля, дороги. Он выполнял задания. А возвращаясь, делился хлебом с таицкими детьми, слушал истории о жизни таицких женщин, мужиков и рисовал, даже в мороз, разогревая похлопыванием о бока замерзшие пальцы. Фельдфебель смотрел на его занятия и общения сквозь пальцы.

«... Население терпит огромную нужду, - сообщает он жене. - Одна маленькая девочка и светлоглазый мальчик часто заходят ко мне. Тогда я не могу ловить себя на мысли, что и у меня дома теперь тоже есть маленькая дочка. Поэтому у меня в душе возникает горячее чувство счастья, когда я ощущаю в своей руке теплую детскую ладошку и большие детские глаза доверчиво смотрят на меня...»

У него очень много рисунков таицких детей 1941 года. И очень много рисунков добрых лиц таицких жителей.

«. . .На той и другой стороне люди тоже тоскуют об одном и том же - праве на человеческие чувства. Лично ведь никто ничего не имеет друг против друга... Посмотри на лица на моих рисунках,
и ты все поймешь»
(письмо-рисунок к жене). Россия. 1941 год.

«Стоит лютый мороз. Вчера было 38 градусов мороза, к тому же еще дул восточный ветер. Наши товарищи, вернувшиеся вчера с передовой, говорили, что там было даже больше 40 градусов мороза. Едва ли можно высунуть нос из-под шапки без риска, что он не побелеет. В самом тяжелом положении, конечно, находятся наши пехотинцы в окопах. Что им приходится переносить - это просто невыразимо. Они нуждаются в нашем уважении, сочувствии, а потом и в нашей помощи»-12 декабря 1941 года.

«Всюду видны большие и маленькие закутанные фигуры. Почти все в валенках. Малыши в своих толстых шубах почти такие же в ширину, как и в высоту. Выглядит очень забавно, как они ковыляют...» Из писем Юргена...

«Сильное впечатление на него... произвели широкие просторы и леса России и люди, которых он там узнал... Просторам России суждено было стать его последним приютом. Благодаря его рисункам, картинам, письмам они стали для меня глубоким переживанием... Его желание было попасть туда еще раз, но как другу. Как прекрасно было бы, если бы его знали в России как друга», - сказала его жена Аннемари.

Его саперный отряд участвовал в боях под Ленинградом.

«Тут все еще покрыто снегом. Как красный шар, опускается солнце вечером за лазурный горизонт. Когда его последние лучи вспыхивают еще раз, все становится бесконечно далеким.

Дома ближайшей деревни расставлены, как игрушки, на прямом свободном горизонте. Это тот час, когда синева ночи становится невероятно красивой, более бархатной и соединяющей, чем ясное небо днем.

Как будто нарисован тонкими штрихами Дюрера, висит молодой серп месяца, освещенный последним светом, и выделяет резко и четко ели по краю деревни. Березы намного прямее и выше, чем у нас. Их висячие ветви кажутся волшебно нежными. Чудово, 14.12.1941г.».
Эти слова написал художник и поэт Бертельсманн.

Он погиб, но нам остались его письма, его рисунки, которые он посылал с фронта жене. В них - Россия. В них взгляд человека, которого заставили воевать... Жестокий век, жестокая память. Время опрокинутых иллюзий и утраченных мечтаний. Время открытий и поражений. Время надежд. В одном из писем Юрген писал жене: «Я хотел бы приехать в эту страну... просто как штатский, как друг, а не враг».

На рисунках Юргена Бертельсманна можно узнать многие села и деревни Ленинградской области: Рождествено, Вырицу, Антропшино, Замостье, Пустошку, почти половина из них посвящена Тайцам. Здесь художник находился зимой 1941 - 1942 гг., о чем свидетельствуют даты на его рисунках. В одном из писем жене он писал: «Тайцы - милый маленький городок с добрыми деревянными домами, где только можно украшенными резьбой. Есть даже барская усадьба. Здесь, только северные немцы, поэтому мы и назвали улицы именами своих родных городов» .

В мае 1942 года Юрген Бертельсмапп ушел вместе с разведгруппой в район Чудова и не вернулся. А его рисунки до сих пор хранит 82-летняя вдова художника Анна-Мария Бертельсманн. В Бремене живет его дочь Дитлинд, которая тоже стала художником. Недавно она побывала в России. Петербургский центр «Примирение» сделал все возможное, чтобы рисунки художника были изданы специальным альбомом не только в Германии, но и в нашей стране. А председатель центра Ю.М. Лебедев предложил провести выставку работ Юргена Бер-тельсманна в поселке Тайцы. Она стала настоящей сенсацией в культурной жизни всего региона. Не все отнеслись к ее открытию положительно. Уже на следующий день на здании библиотеки появилась листовка протеста одного из жителей Таиц. Не все из районных чиновников приветствовали устройство этой экспозиции. Среди посетителей выставки была и жительница Гатчины, преподаватель музыки педагогического колледжа Инна Гуткова. На одном из рисунков, выполненных художником в 1942 году, изображена ее 22-летняя мать, жительница Таиц Людмила Кудрявцева. Впрочем, узнали себя и другие односельчане.

Он хотел вернуться в Россию в качестве друга.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru

Похожие статьи:



Категория: История Красного Села и Дудергофа | Просмотры: 56 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: ВОВ | Добавлено: 17 Июня 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Пятница
20 Июля 2018
21:32:02


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 219
Новых за месяц: 11
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger, pavelgraz

Поздравляем
с Днём Рождения:

Касер(43), voevoda(62)

Статистика материалов:
Новостей: 2112
"Новый Красносел": 9886
Фотографий: 1353
Статей сайта: 95
Объявлений: 34
Форум(тем/постов): 1177/9454
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 130
Комментарии: 3841
Гостевая: 155
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru