Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 755
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » История Красного Села и Дудергофа » Защитник ленинградского неба (Петр Андреевич Пилютов) [ Добавить статью ]

04 Апреля 2018

Защитник ленинградского неба (Петр Андреевич Пилютов)

Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб, не жалея ни души, ни тела,
Идти вперед, любить и делать дело,
Себя не оставляя «на потом».

Движенья постигая красоту,
Окольного пути, не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту.

Не ждать конца, в часы уставив взгляд, -
Тогда и на краю свободно дышишь...
И пули, что найдет тебя, ты не услышишь,
А остальные мимо пролетят.

А.Макаревич


С каждым годом все меньше цветов у обелисков Героям - Победителям. С каждым годом все меньше тех, кто знал их лично. Постепенно рвется связующая нить прошлого и настоящего.

Наша школа находится на улице Летчика Пилютова. В 1972 году в школе был открыт зал боевой славы «П.А. Пилютов и его боевые товарищи», посвященный летчикам 29 авиационного истребительного полка, защищавшим небо Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно 23 декабря мы чтим память Героя Советского Союза П.А. Пилютова. По традиции, в день его рождения к нам приезжают гости, среди них: Тамара Петровна Пилютова - дочь легендарного летчика, Анфиса Георгиевна Афанасьева - однополчанка Петра Андреевича, ветераны Великой Отечественной войны. Они делятся с нами воспоминаниями о своих полетах, о подвигах Петра Андреевича во время войны, о его послевоенной жизни.

А кто же лучше знает человека, чем родные ему люди, чем друзья-однополчане, вместе пережившие героические и трагические годы войны.

Опираясь на рассказы дочери, на свидетельства его боевых друзей, я хочу показать становление человека как личности через трудности и испытания, которые преподнесли ему время и судьба, закалив его характер и позволив стать профессионалом своего дела, не растеряв при этом таких ценных человеческих качеств, как доброта, честность, порядочность.

Для меня также важно показать неоценимую роль отдельного человека в истории города, страны и всего человечества на примере жизненного пути и боевых заслуг Гвардии полковника авиационных войск Петра Андреевича Пилютова.

Детство и юность Петра Андреевича

Петр Андреевич Пилютов родился 23 декабря 1906 года в деревне Лучин Рогачевско-го района Гомельской области в семье безземельного белорусского крестьянина.

«Пете было восемь лет, когда от туберкулеза умерла его мать. Ему запомнился натужный кашель матери, ее худые плечи и огромные запавшие глаза. Запомнилась деревянная миска на столе, в которую сердобольная соседка наливала молоко для больной матери. Ей уже ничего не помогало, но Петя уговаривал мать попить молока. После похорон матери Петю забрал дед к себе на хутор. Дед был зажиточным, скупым и расчетливым. Четыре года Петя был у него пастухом, пас коров и овец. Чуть свет дед тряс Петю за плечо со словами: «Петька, вставай, хватит валяться». Набегавшись за день за скотом, Петя валился с ног, а дед не давал ему присесть. Так прошли четыре трудных года. Вернулся с фронта Петин отец, и семья из Белоруссии переехала в Башкирию. Отец отвез Петю в город Аша Челябинской области и отдал в школу. Один раз в месяц отец привозил продукты и коротко спрашивал: «Ну что, как учишься?». Учился Петя хорошо. Ему очень хотелось услышать от отца ласковое слово, и чтобы он побыл с ним, но отец торопился, и Петя снова оставался один. Не окончив и семи классов, он устроился на металлургический завод молотобойцем. А затем перешел на работу кузнецом. Кузнечное дело его мало устраивало, и он начал изучать специальность слесаря-арматурщика. Добился того, что стал мастером». [4].

Начало летного пути

В ноябре 1928 года Петра Андреевича призвали в Красную Армию. Службу он начал в городе Куйбышеве и через некоторое время написал домой: «У меня все идет хорошо, много занимаюсь. Скоро у нас будут экзамены. Буду сдавать на старшего связиста. Такие отметки, как у меня, у нас в роте только у троих» [3, с.9]. Но П.А. Пилютов мечтает о школе связи. В 1930 году он поступает в Ленинградскую авиационную школу, и в марте 1932 года успешно окончив ее, получает назначение в 40-ую Ленинградскую эскадрилью, базировавшуюся на Дальнем Востоке. Его назначили техником звена. Теперь у Петра Андреевича был не один, а три самолета.

«Однажды командир - высокий, строгий человек спросил отца: «Голубая двойка к полету готова?» Ответ был: «Хоть на Луну». Командир сказал: «Будете участвовать в спасении челюскинцев». Это был февраль 1934 года» [4].

Эскадрилья без промедления вылетела на спасение людей. Преодолевая нечеловеческие трудности, к цели приблизились из пяти самолетов только два. На одном из них был Петр Андреевич. Позже прибыли остальные самолеты. Один самолет мог вместить только трех человек. Тогда П.А. Пилютов предложил сделать ящики, обшить мехом и прикрепить их на крылья самолетов. Благодаря такой изобретательности было спасено 29 человек. За спасение челюскинцев Петр Андреевич получил высшую награду СССР - Орден Ленина, это было 13 апреля 1934 года.

«На другой день в Кремле после торжества К.Е. Ворошилов беседовал с каждым членом спасательной экспедиции. И папа, краснея от волнения, сказал о своем желании поступить в летную школу. Его просьба была удовлетворена, папу отправили в Качинскую школу военных летчиков» [4].

Военные годы

«Боевое крещение П.А. Пилютов получил во время боев в районе реки Халхин-Гол в 1939 году, где японские империалисты затеяли очередную провокацию. Неоднократно он вступал в воздушный бой с японскими самолетами, пытавшимися прорваться вглубь нашей страны. Эскадрилья, которую Петр водил в бой, не пропустила ни одного вражеского самолета.

Второй раз Пилютову пришлось участвовать в боях в 1940 году. С Дальнего Востока его перевели на Север, в район Кандалакши. К тому времени финская кампания уже заканчивалась, и Пилютову довелось сделать только двадцать боевых вылетов, главным образом, на прикрытие своей бомбардировочной авиации и на прикрытие наземных войск. Но даже за этот небольшой срок участия в борьбе с белофиннами он показал себя зрелым и смелым воздушным бойцом. Указом Президиума Верховного Совета СССР в апреле 1940 года Петр Андреевич был награжден второй правительственной наградой - медалью «За отвагу [3, с.20-21].

Сослуживцы считали его не только отличным летчиком, но и отличным командиром, педагогом. Великая Отечественная война застала капитана П.А. Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой летчиков, осваивающих новый самолет МиГ-3. Именно на этой машине Петр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими летчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка. Много раз подразделение истребителей под командованием Петра Андреевича успешно справлялось с возложенными на них обязанностями, и конечно, не обходилось без жертв и поломок материальной части.

«Случилось это 17 декабря 1941 года. Пока не окреп лед Ладожского озера, осажденный Ленинград поддерживал связь с «Большой землей» только по воздуху. Полеты были сопряжены с риском. Все же в этот день нескольким караванам транспортных самолетов, груженных продуктами, удалось благополучно добраться до Ленинграда. Один из таких караванов прикрывало звено отца. Разгрузка на Ленинградском аэродроме началась без промедления, надо было возвращаться, но возвращаться не порожняком. Обратным рейсом самолеты вывозили из Ленинграда детей, женщин, стариков. Но когда пассажиры садились в самолеты, начался артиллерийский обстрел. Три снаряда разорвались на аэродроме. Командир отряда транспортных самолетов сказал Петру Андреевичу: «Готовься, сейчас полетим». Отцу пришлось одному сопровождать девять транспортных самолетов. В каждом по тридцать человек. Взлетев, он не стал приближаться к воздушному каравану, а набрал высоту и полетел над самой кромкой облаков. Теперь девять самолетов были видны ему, как на ладони, а сам он, прячась в облаках, превратился в невидимку» [4].

До Ладожского озера было уже недалеко, когда Петр Андреевич разглядел шесть истребителей «Хейнкель-113». В боях всякое случается. Но драться одному против шести, когда нет никакой надежды на помощь товарищей, ему не приходилось. Немецкий самолет выскочил вперед и пошел на транспортные самолеты. Но вдруг сам попал под пулеметный огонь его самолета. Остальные пять самолетов продолжать погоню за транспортными самолетами не решились. В этом ожесточенном бою немцы сбили самолет П.А. Пилютова и, посчитав его убитым, улетели. Но он остался жив, получив множество ранений.

«Бороться с вражеской авиацией было очень трудно, так как ВВС Волховского фронта имели слишком мало самолетов-истребителей. Поэтому основная тяжесть борьбы с неприятельской авиацией легла на летчиков Ленинградского фронта и Балтийского флота.

Прикрывая 13 марта 1942 года наземные войска, звено 154-го истребительного авиаполка в составе майора А.А. Матвеева, майора П.А. Пилютова и капитана А.В. Чиркова над линией фронта встретило 4 «Мессершмитта-109». Атаковав врага, наши летчики сбили один истребитель и тут увидели немецкие пикирующие бомбардировщики Ю-87, которые готовились бомбить наши войска. Майор Матвеев повел звено на «юнкерсов», когда вдруг сверху «свалилось» еще 9 «Ме-109». Однако ввязаться с ними в бой было нельзя: важнее было помешать «юнкерсам» прицельно сбросить бомбы. Оторвавшись от «мессершмиттов», советские истребители ударили по бомбардировщикам. Теперь все силы, все внимание и мастерство наши летчики обратили на борьбу с «мессершмиттами», которые стремились, во что бы то ни стало расправиться с отважной тройкой. Но врагу так и не удалось сбить ни одного советского самолета» [1, с.116].

Это несколько боевых эпизодов из жизни П.А. Пилютова в годы Великой Отечественной войны, за которые он не был отмечен особыми наградами. Но в этих эпизодах раскрылись главные черты характера летчика, его летное мастерство, мужество, настойчивость, неистребимая ненависть к фашистам.

10 февраля 1943 года Петру Андреевичу Пилютову было присвоено звание Героя Советского Союза.

П.А. Пилютов за время Великой Отечественной войны совершил более 400 боевых вылетов, провел более 70 воздушных боев, сбил 23 вражеских самолета.

Петр Андреевич Пилютов - кавалер 11 орденов, в том числе 4-х орденов Ленина, 4-х орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, 2-х орденов Красной Звезды, ордена Британской Империи IV степени.

За годы Великой Отечественной войны П.А. Пилютов обучил профессиональному мастерству много молодых пилотов, являясь для них личным примером. «Из всех летчиков части Пилютов пользовался среди обслуживающего технического состава особым расположением. Он был очень прост в обращении, ему ничего не стоило вместе с механиками в насквозь промасленном комбинезоне часами возиться в моторе, готовя машину к полету или ведя регламентные работы. Техники ценили в нем то уважение, которое он сохранил к своей первой авиационной специальности. «Этот из наших»,- говорили они про него.

Пилютов принадлежал к числу тех летчиков, кому обязана своей славой наша авиация [2, с.63].

Жизнь после войны

После войны П.А. Пилютов продолжил службу в Вооруженных Силах СССР. С 1955 года полковник П.А. Пилютов ушел в запас. Он жил и трудился в Ленинграде.

«Сын русского народа, он унаследовал от него бесстрашие, скромность, ясность ума. Все эти качества, проявленные Пилютовым в боях, были достойно оценены ленинградцами. Во время первых же послевоенных выборов ленинградцы единодушно избрали Героя Советского Союза Петра Андреевича Пилютова депутатом Верховного Совета СССР. Но не только за боевые заслуги народ оказал ему столь высокое доверие. Голосуя за него, все верили, что такой человек и в мирные дни будет настоящим слугой народа. И не ошиблись. Почтальон ежедневно приносил Петру Андреевичу письма от незнакомых людей. Это были просьбы, жалобы. Каждое письмо приносило много хлопот, но не было случая, чтобы хоть одно из них осталось без внимания. Избиратели не только писали Петру Андреевичу, но и приходили к нему домой. В маленькой его квартире частенько бывало тесно. Придут люди по какому-нибудь делу, а уходить не торопятся. Уже и волновавший их вопрос решен, а расставаться со своим депутатом не хочется. Все-таки интересно потолковать с таким человеком. Шутка ли, одних только орденов Ленина у него четыре! Такое заслужить не просто» [3, с.51-52].

Петр Андреевич много встречался с военными корреспондентами, журналистами, писателями и школьниками. Вел активную общественную работу.

Выполнение депутатских обязанностей отнимало много времени. Но это никогда не мешало П.А. Пилютову в его основной работе. Авиация переходила на новую, реактивную технику. С успехом изучив реактивный самолет, П.А. Пилютов снова становится воспитателем авиаторов. Помогает переучивать летный состав. «Его летная книжка, в которую принято записывать каждый полет, пестрит все новыми и новыми записями. Прежде чем разрешить новичку самостоятельный вылет на реактивном истребителе, Пилютов поднимался с ним в воздух на такой же, но только двухместной машине. Даже не счесть, сколько авиаторов овладели с его помощью реактивной техникой» [3, с.52-53].

Военная судьба не раз бросала П.А. Пилютова из города в город, с аэродрома на аэродром. Но всюду, в любом месте и на любой должности, он стремился отдать свои знания, свой опыт летной молодежи. Несмотря на свой немалый возраст, много летал. Постепенно здоровье Петра Андреевича начало сдавать.

В ночь с 23 на 24 марта 1960 года Петр Андреевич Пилютов умер. Он похоронен в Александро-Невской лавре. Исполком Ленинградского Совета Депутатов трудящихся увековечил память, присвоив в 1964 г. его имя одной из улиц г. Ленинграда. Бывшая 1-я Комсомольская улица ныне носит имя летчика Пилютова. На родине героя в городе Гомеле создан музей П.А. Пилютова.

Заключение

Музейная экспозиция о героическом подвиге советских летчиков 29 авиационного полка 13 воздушной армии в годы Великой Отечественной войны - это гордость нашей школы. В этом зале из десяти стендов четыре посвящены П.А. Пилютову. Мы бережно храним память о защитниках нашего города, нашей страны. Поддерживаем связь с ветеранами 13 воздушной армии. В дни памятных дат о войне проводим экскурсии по выставочному залу для учащихся и ветеранов. Занимаемся поисковой работой о летчиках 13 воздушной армии.

В прошлом 2009-2010 учебном году к 65-летию Великой Победы нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Петра Андреевича Пилютова, на здании школы установлена памятная доска. Мы очень гордимся этим событием! Также ученики нашей школы приняли участие в съемках документального фильма кинокомпании «Кинор» - «Русский ас». Фильм о советских летчиках, защищавших Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Каждый участник кинопроекта не только прошел школу актерского мастерства, но и как будто вложил частичку себя в победу, завоеванную советским народом в самой страшной войне XX века.

Изучив архивные материалы школьной экспозиции, воспоминания Тамары Петровны Пилютовой, ветеранов войны, служивших вместе с П.А. Пилютовым, литературу о нем, можно с уверенностью утверждать: стремление к знаниям, сила воли, упорство, мужество, бесстрашие, богатство тактических приемов в воздушном бою, превосходное владение техникой пилотирования, героические подвиги в годы Великой Отечественной войны и заслуги в мирное время по праву ставят ленинградского летчика Петра Андреевича Пилютова в ряд лучших советских истребителей, героев Великой Отечественной войны, воспитателей молодежи.

Боевой и жизненный путь Петра Андреевича Пилютова сегодня является фундаментом патриотического воспитания подрастающего поколения.

Список литературы и других источников:
1. Иноземцев И. Г. Под крылом - Ленинград. Военное издательство.- М.,1978.
2. Кузнецов П. И.Крылатые богатыри. - Л. : Лениздат, 1965.
3. Минеев Н. Ф. Часовой ленинградского неба. - Л., 1961.
4. Воспоминания Т.П.Пилютовой (из бесед с учащимися).
5. Архивные материалы школьной экспозиции.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/

Похожие статьи:



Категория: История Красного Села и Дудергофа | Просмотры: 28 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: летчик Пилютов, ВОВ | Добавлено: 04 Апреля 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Среда
25 Апреля 2018
15:15:56


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 1502
Новых за месяц: 20
Новых за неделю: 6
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 1

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger, sanek, santrek8816

Поздравляем
с Днём Рождения:

happyuser(37), Василёк(37), vikgetman(41), vas27(39)

Статистика материалов:
Новостей: 2052
"Новый Красносел": 9660
Фотографий: 1353
Статей сайта: 83
Объявлений: 36
Форум(тем/постов): 1177/9473
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 126
Комментарии: 3837
Гостевая: 134
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru