Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 758
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » Храмы Красного Села » Церковь во имя Божией Матери «Знамение» в Новознаменской даче [ Добавить статью ]

17 Июня 2018

Церковь во имя Божией Матери «Знамение» в Новознаменской даче

Из числа храмов Красносельского района, большей частью утраченных, церковь во имя Божьей Матери «Знамение» в имении Новознаменка можно смело отнести к малоизвестным, если не забытым вовсе.

Наверное, это объясняется коротким сроком ее существования как действующей - всего 20 с небольшим лет, изолированностью от жителей окрестных населенных пунктов в силу своей специфической принадлежности к больнице-колонии. Являясь частью бытовой постройки, она также не имела выдающегося художественного значения. Но современная тенденция к возрождению и восстановлению храмов, возвращение им первоначальных функций, возрастающая востребованность населением и в то же время недостаток храмов в новых многонаселенных районах, к которым относятся Сосновая Поляна и Лигово, способствует тому, чтобы пристально взглянуть на историю утраченного храма.

26 сентября 1893 года в имении Новознаменка молебном в домовой церкви усадебного дома была открыта больница-колония для душевнобольных. Небольших размеров помещение церкви, где одновременно могли присутствовать чуть больше пятидесяти человек, очень скоро стало тесным для растущего числа больных и персонала. Располагавшаяся в четвертом этаже (мезонине), куда вела обветшавшая деревянная лестница, церковь с самого начала была труднодоступной для отдельной категории больных. При этом надо отметить ту естественную значимость храма при больницах, тюрьмах и подобных заведениях, когда молитва порой была единственным утешением. Больничные храмы всегда играли огромную роль в духовной поддержке пациентов и обслуживающего персонала, внушая надежду на выздоровление и пробуждая чувства сострадания, терпения и христианской любви к ближнему. Поэтому в план строительства здания и помещений, необходимых для полноценного функционирования больницы, была включена церковь.

Все строительные работы с 1892 по 1899 год проводились по проектам и под наблюдением академика архитектуры Модеста Александровича Иванова (1849-1909), к тому времени автора ряда построек, среди которых церковь Свв. Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного полка (1879 г., уд. Кирочная, 28, утрачено) и церковь Свв. Сергия и Германа Валаамских при кадетском корпусе императора Александра II (1889 г., ул. Итальянская, 12, перестроена).

По сведениям на 1893 год планировалось построить церковь площадью 150 кв. саженей на 1000 человек, предполагаемая сумма кредита 50 тыс. рублей. Но буквально с первых месяцев существования больницы-колонии денежные средства, выделяемые Думой на благоустройство, шли на решение самых неотложных проблем: ремонт помещений, приобретение дополнительного жилья для служащих и т.д., что задерживало начало строительства храма. И только постановлением от 8 июня 1894 года городская Дума «предрешила» возведение церкви, но сумма денежных средств значительно уменьшена, что внесло коренные изменения в первоначальный проект.

Церковь уже предполагалось построить «на 300 богомольцев», причем так, чтобы в зимнее время она по своей вместимости могла быть уменьшена в два раза, т.е. «одна ее часть будет служить для зимнего времени, а другая будет присоединяться к ней в летнее...». Общая площадь этих двух частей сокращена до 26,70 кв. саженей. По плану должны были построить деревянную, рубленую церковь, «на сплошном каменном фундаменте с каменным крыльцом. Пол, в целях предосторожности от огня, назначено выстлать цементными плитками, крышу покрыть железом... Предложение о сооружении каменной церкви оставлено, т.к. она потребовала бы значительно большего расхода и предположительного срока на окончание постройки».

В январе следующего года архитектор М.А. Иванов представил на рассмотрение проект церкви в эскизах, который отклоняется. В конце мая председатель больничной комиссии при поддержке главного врача Н.Н. Реформатского «поручил архитектору М.А. Иванову при устройстве столовой принять в соображение, что ее весьма полезно устроить на 500 человек, и при ней небольшое помещение для церкви».

9 июня 1895 года в присутствии члена Управы В.Т. Дехтярева, архитектора П.Ю. Сюзора и членов комиссии «за большим верхним прудом, напротив плотины, приблизительно на линии мужского каменного павильона» было определено место для постройки здания столовой с церковью и кухней. Закладка и освящение состоялось 29 октября. В результате проведенных торгов подряд на строительство и поделочные работы был отдан И.Н. Постникову.

Фотография и схема позволяют нам представить внешний вид и планировку вскоре появившегося строения. Это большой одноэтажный каменный корпус 32,5 саженей в длину, «протяжением своим направленный с востока на запад». Среднюю часть здания занимала столовая на 400 человек, западную - паровая кухня, отличающийся по форме «пристрой» с восточной стороны - церковь. Снаружи церковь, также как и все здание, не была оштукатурена, а просто выкрашена в розовый цвет, железная крыша - в красный. Над храмовой частью на высокой шейке возвышалась синяя главка, которую венчал «позолоченный крест хорошей работы». С левой стороны крыши - звонница.

В ходе внутренних отделочных работ, начавшихся весной 1897 года, смонтировали раздвижную деревянную перегородку, отделявшую церковь от столовой, паровое отопление по проекту городского механика И.Н. Навроцкого, изготовленное на заводе Лангензипен и К, вентиляцию и электрическое освещение. Все это значительно удорожало проект, но делало здание по тем временам технически максимально оснащенным и удобным.

7 мая протоирей В. II. Любомудров освятил два новых больничных корпуса и столовую с церковью. Одна из столичных газет так сообщает об этом событии: «...торжество началось молебствием, на котором присутствовали городской Голова П.И. Лелянов, члены городской управы, профессор Бехтерев, главные врачи больниц и некоторые гласные. По окончании освящения церкви председатель больничной комиссии М.П. Боткин прочитал краткий отчет о постройках с 1892 года. Затем были освящены и осмотрены вновь выстроенные бараки и службы, после чего состоялся завтрак».

В храм вели два входа - «священнослужительский» и «мирской» через столовую, которая, как уже говорилось, отделялась от церкви перегородкой, раздвигавшейся «по металлическому ходу» в стороны перед службами, и «тогда церковь высокою аркою открывалась в столовую», становясь «естественным и громадным продолжением» однопрестольного храма. Если освещение не было включено, то в храме царил полумрак, поскольку из девяти больших окон «пристроя», только через три алтарных, из которых запрестольное было «сплошь закрыто образом Господа Спасителя, написанным на стекле», поступал свет.

Стены и потолок без росписей, выкрашены в серый цвет. Пол паркетный. «Предалтарная солея с амвоном выступавшим в трапезную часть на 1,5 аршина возвышается над трапезным полом на три ступени. По всему краю солеи от стены до стены идет массивный балясник в среднюю часть которого, перед Царскими Вратами и местными иконами вправлена железная бронзированная решетка с отворяющимися дверцами. По концам солеи клиросы», - так описывал интерьер церкви священник П. Троицкий.

Одноярусный иконостас темного цвета был изготовлен «из сухого дуба» мастером Волковысским по рисункам М.А. Иванова, «Нестрого выдержанного древнемосковского стиля». Его украшали 7 икон: «...кроме обычных местных и Тайной Вечери вокруг Царских Врат и Архангелов на северной и южной дверях, ...на правой стороне - храмовая икона Знамения Божией Матери и левой - Рождества Иоанна Предтечи. Все иконы на жести и без риз; написание близкое художественному». Особенностью в оформлении «почти сплошных» Царских Врат «было инаковое размещение изображений Пресвятой Девы, Архангела Гавриила и Евангелистов, из коих два первые вверху, а не в середине, и четыре последние внизу, а не по сторонам». «Обилие крестов в иконостасе, заполнявших свободные от образов места, крест над Царскими Вратами, «венец с гвоздями в руках Архангелов», по мнению П. Троицкого «чрезвычайно ясно выражали идею о христианском терпении и вечном спасении: «..Л каково успокоительно, думается, бывает взирать на этот одиноко высящийся над иконостасом символ христианского терпения и спасения душевно страждущим богомольцам этого храма!...».

Из немногочисленных образов на стенах храма выделялось своим большим размером и мастерским написанием икона Усекновения Главы Иоанна Крестителя, заключенная в «массивную позолоченную раму».

В небольшом и светлом алтаре стоял кипарисовый престол и жертвенник с «Распятием тонкой работы: крест - черного дерева, тело - мраморное» и Евангелием «замечательным своими финифтяными образками...». Из восьми алтарных икон «по художественности работы и глубине содержания» особого внимания заслуживали четыре: икона Пресвятой Троицы над образом Спасителя в запрестольном окне, большая икона в правой части алтаря с изображением коленопреклоненного ангела на облаке и подписью «Да исполнится молитва моя» и «два треугольных изображения символического содержания», помещавшихся на иконных простенках: на одном из них -правом - были запечатлены «главнейшие моменты Божественного Домостроительства о спасении людей: ...Голгофа, Рождество Господа, ...Его воскресение, ...Крещение»; на втором - левом - «светозарный ангел, ..летящий над головами предстоящих в храме людей и возносящий их молитвы к Богу».

П. Троицкий отмечал, что «электрическая энергия пользуется в описываемой церкви широким применением. В трапезе весит довольно изящной формы люстра с тридцатью электрическим свечами. Электрические бутоны обрамляют карниз иконостаса, огибая и иконостасный крест и арку Царских Врат. Бутон и в алтаре. При полном освещении церковь тонет в электрическом свете».

Одновременно с храмом была выстроена деревянная часовня.

Из священнослужителей Знаменской церкви известны имена притча В.А. Никольского (служил с 31 мая 1896 г.), псаломщика В.В. Василевского (с 31 марта 1897 г.) и священника Н.И. Филомафитского (с 1910 по 1917 гг.). Одна из упоминаемых в литературе дат закрытия церкви, пока не уточненная, 19 февраля 1919 г.

17 мая 1903 года исполняется 105 лет со дня освящения церкви Божией Матери «Знамение». Мы вспоминаем создателей, служителей и «богомольцев», к сожалению, недошедшего до наших дней храма, и возносим тихую сердечную молитву о его возрождении.



Список литературы:
1. Антонов В.В.. Кабак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: испюрнко-церковная энциклопедия: в 3-х т. Т. 2. СПб.. 1994. С. 232-233.
2. Архитекторы строитачи Санкт-Петербурга средины XIX -начала XX века. СПб.. 1996. С. 386-387.
3. Краткий очерк развития деятельности за 10 лет Санкт-Петербургской городской больницы-колонии для душевнобольных на Новозначенской даче / Сост. Ф.А. Наумов. СПб., 1903.
4. Об ассигновании кредита на возведение новых построек на Новозначенской даче (Доклад... от 10 мая-7 апреля 1894) // Известия СПб Городской Думы. 1894. № Ч. С. 832-840.
5. Об ассигновании кредита на возведение новых построек на Новозначенской даче (Доклад... от 25 апреля 1895) // Известия СПб Городской Думы. 1895. Не П. С. 729-737.
6. Об ассигновании кредита на окончание расчетов по постройкам и сооружениям в больнице-колонии... (Доклад... от 25 апреля-16 мая 1900) // Известия СПб Городской Думы. 1900. №21. С 1715-1770.
7. Отчет по городской больнице-колонии для душевнобольных на Новозначенской даче за 1895 год // Сост. Н И. Рефорчицкий. СПб., 1897. 87 с: схемы.
8. Отчет по городской больнице-колонии для душевнобопьных на Новознаменской даче за 1896 год-1897 гг. //Сост. Н. Н. Рефорчацкий. СПб.. 1900.
9. Отчет по городской больнице-колонии для душевнобольных на Новозначенской даче за 1898-1999 гг. // Сост. Н И. Рефорчацкий СПб.. 1901. 178 с.
10. По делу о возведении построек на Новозначенской оаче (Доклад... от 25 апреля 1901 г.)//Извести СПб городской Думы. 1901.2623. С 2405-2492.
11. [Ред. заметка] // Ведомости градоначачьства и столичной полиции 1898. 19 мая.
12. Троицкий П. Церковь Знамения Божией Матери, что в Санкт-Петербургской городской больнице-колонии на Новозначенской даче // Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1908. № 16. С. 11-21


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/




Категория: Храмы Красного Села | Просмотры: 95 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: Церковь во имя Божией Матери «Знаме, Новознаменская дача | Добавлено: 17 Июня 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Вторник
25 Сентября 2018
17:05:33


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 240
Новых за месяц: 9
Новых за неделю: 3
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger

Поздравляем
с Днём Рождения:

Sergey(38)

Статистика материалов:
Новостей: 2121
"Новый Красносел": 10025
Фотографий: 1353
Статей сайта: 95
Объявлений: 32
Форум(тем/постов): 1176/9457
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 131
Комментарии: 3845
Гостевая: 128
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru