Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Ваша религия
Всего ответов: 7
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » Красносельский район » Петергофская дорога как комплекс памятников истории и культуры России [ Добавить статью ]

17 Июня 2018

Петергофская дорога как комплекс памятников истории и культуры России

Петегофская дорога - некогда единый и сложившийся комплекс дворцов, парков, усадеб, созданный с определенньм замыслом, с идеей внутри себя и достойный общего названия «памятник истории и культуры». На ней разворачивались многие исторические драмы и коллизии, она отражала все явления в культуре, моду, стили, господствовавшие в столице и, впитывая их, не теряла органичности, связанности с природой, ландшафтом. Петергофская дорога - ожерелье столичного Петербурга, нитка, на которую нанизаны жемчужины дворцово-паркового зодчества. Ныне многие дворцы разрушены, некоторые перестроены, парки исчезли с лица земли. Начало дороги теперь является частью города. Однако и в сохранившихся памятниках виден блеск Петербургской культуры XVIII - XIX веков.

Предистория

Южное побережье финского залива - место приметное. Особенно, если учесть тот факт, что Петербург расположен почти целиком на равнине, если не сказать больше - в низменности. Прежде всего берег выделяется своим рельефом. Над низким топким берегом возвышается уступ, высота которого достигает местами двадцати метров. Это берег древнего моря. Он сложился много тысяч лет назад. Уступ этот называется «глинт», что восходит к финскому корню со значением «берег». Одновременно глинт является краем Ижорского плато (Ижорской возвышенности), расположенной к юго-западу от Петербурга. Состоит Ижорское плато из осадочных пород - известняков.

Вдоль берега, по краю глинта расселилось в древности финно-угорское племя водь (самоназвание vadja), давшее имя всему нашему краю - Водская земля в составе Новгородской боярской республики, а позднее - Водская пятина. Не обладая навыками пашенного земледелия, вожане (так они назывались в русских летописях) не могли селиться широко по Ижорскому плато. Они использовали для сельского хозяйства легкие прибрежные почвы. Поселения с финскими названиями мы можем найти на карте от Кургальского полуострова до Стрельны. Тяжелые, но плодородные почвы Ижорского плато смогли освоить только словене новгородские, переселившиеся на возвышенность в XI - XII вв. Они вырубили и выжгли вековые леса, росшие на плато и распахали плодородные, но тяжелые для обработки, дерново-карбонатные почвы. Так появилась на Ижорской возвышенности густая сеть поселений и дорог, их связывающих. Почти у каждой деревни располагался курганный могильник. До нашего времени сохранились сотни погребальных насыпей.

Вдоль Финского залива к дельте Невы и в древности шла дорога. Это видно по первым картам, составленным шведами в XVII в. «Путь горой» шел от Ивангорода (Нарвы) к Орешку. Видимо, серьезного, магистрального значения он не имел.

Рождение памятника

Конечно, как и большинство важных начинаний в Петербурге и России в целом, Петергофская дорога связана с деятельностью и личностью Петра I. В 1703 - 1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду - половину дорогу сушей.

Так и появляются первые путевые дворцы -Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее -дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение).

Проходит несколько лет, меняется внешнеполитическая обстановка. Под Полтавой разбиты шведы, после нескольких сражений Петербургу уже не угрожают вражеские войска, взяты Выборг и Нарва. Под предлогом присутствия на свадьбе, переезжает в Петербург царский двор, да так и остается в нем. Столицей становится новый город. Морской столицей.

Тяжело жилось первым поселенцам - строителям города. Во множестве книг описываются тяготы жизни, болезни и высокая смертность. Но кто сказал, что дворянам жилось весело, богато и вольготно. Сам переезд их из уютной Москвы на топкие берега Невы был добровольно-принудительным, но на этом их горести не закончились. Возникнет у императора идея перенести центр города на Васильевский остров - заставляют знатных людей там строить себе дом (второй, после дворянской слободы). Захочется украсить морской въезд в Петербург - вот и на Английской набережной появляется по третьему дому вельмож.

Также и с Петергофской дорогой: стали приходить в Петербург торговые суда из Р.вропы, стали появляться в иностранных журналах первые описания Петербурга - понадобилось оформить морской въезд в город. И лучшего места, чем береговой уступ не найти. Вот и создается по указу императора в 1711 году комиссия под руководством князя Ю.Ф. Шаховского. Она раздает придворным участки земли 1000x100 сажен вдоль дороги - от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Они должны были быть прекрасно видны с моря и еще за полдня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Однако, многие участки после раздачи подолгу оставались незастроенными по тридцать - сорок лет, на некоторых строились достаточно невзрачные домики. И лишь во второй половине XVIII века дорога как ожерелье засверкала вереницей блестящих жемчужин дворцово-паркового зодчества. По версии современного исследователя СБ. Горбатенко, идея о размещении дворцов вдоль морского пути в Петербург, приходит Петру I после осмотра вереницы бюргерских домов, выстроенных в Голландии вдоль многих рек и каналов.

Петергофская дорога, ранее располагавшаяся целиком под уступом, перебирается на береговой уступ. Однако после разрушительного наводнения 1824 года (или по другим сведениям - с 178 3 года) участок от Троице - Сергиевой Приморской пустыни до Петергофской гранильной фабрики был перенесен на верх берегового уступа. Участок старой Петергофской дороги прекрасно сохранился на участке от Стрельны до Александрии.

Во второй половине XVIII в. на Петергофской дороге происходят важные исторические события прежде всего - переворот 1761 г. Екатерина Алексеевна выезжает из Петергофа и объявляет в Петербурге о переходе власти в ее руки. Потом следует поход гвардейских войск по дороге обратно с целью арестовать Петра III - низложенного императора.

Несмотря на нелюбовь Екатерины II к Петергофу, идет работа по перестройке ансамблей: Английский дворец и парк, появляются дачи Нарышкиных, Шереметьевых, Строгановых, Орловых. Именно в этот период появляется сравнение Петергофской дороги с дорогой в Версаль. В первой половине XIX в. дорога как комплекс загородных дворцов переживает наибольший расцвет. Согласно замыслу Николая I выкупаются и перестраиваются дворцы и дворцово-парковые ансамбли (Стрельна, Михайловка, Знаменка), строятся новые (Александрия, Сергиевка).

Во второй половине XIX в. часть дороги до деревни Автово начинает застраиваться заводами и фабриками (Путиловский завод, завод Треугольник), домами рабочих, а далее - все плотнее и плотнее - дачами состоятельных петербуржцев. Бароном Штиглицом была построена железная дорога, которая ослабила значение Петергофской дороги, но значительно увеличила поток дачников в эти места. Появляются дачные поселки в Лигово, Дачном, Сосновой Поляне, вокруг Петергофа. Исчезают старинные усадьбы и парки. Разрушение ускорилось после революции, многие усадьбы были заброшены или переданы нерачительным хозяевам. Наибольший ущерб дороге был нанесен в период Великой Оечественной войны. В нескольких местах дорогу пересекала линия фонта. Большинство дворцово-пар-ковых ансамблей было либо уничтожено, либо сильно повреждено. Были разрушены все дворцы в районе Лигово, Сосновой Поляны, Константиновский дворец в Стрельне, Михайловка, Знаменка, Большой дворец в Петергофе, Сергиевка и Собственная дача. Остались относительно непотревоженными лишь памятники в Ораниенбауме, который не был захвачен немецкими войсками.

Восстановление после Великой Отечественной войны было в большинстве случаев лишь воссозданием внешнего облика: Александрино, Новознаменка, Сергиевка, Михайловка, Константиновский дворец были восстановлены лишь снаружи, иногда с серьезными отступлениями от первоначального замысла архитекторов. Некоторые из объектов так и не были восстановлены. До сих пор церковь св. Ольги несет на себе следы пуль и осколков. А прошло уже почти 60 лет после войны с Германией.

К сожалению сейчас Петергофская дорога как единый комплекс памятников находится в печальном состоянии. В достаточной мере восстановлен лишь Петергоф, превращенный в визитную карточку нашей страны. Однако стыдно, что гости нашего города, по пути в Петергоф проезжают многие разрушающиеся или почти разрушенные памятники Петергофской дороги: Конюшенный корпус и церковь св. Ольги в Знаменке, а за Петергофом - Собственная дача, церковь Троицы, усадьба Сергиевка, да и Ораниенбаумский дворец находятся в плачевном состоянии.

Началось восстановление Константиновского дворца, существует проект восстановления участка Стрельна - Петергоф, однако пока работы еще не начались.

Хочется надеяться, что мы вскоре сможем увидеть отблески былой красоты уникального комплекса дворцов и парков.



Список литературы:
Горбатенко С Б. Петергофская дорога: историко-архитектурныЛ путеводитель. СПб., 2002.
Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга СПб.. 2002.
Дужников А. В. Прогулки по Ижорской возвышенности. Д., 1981.
Рожков A.M. На юго-западе Петербурга, СПб., 1997.
Раскин А.Г. Петродворец: дворцы-музеи, парки, фонтаны. Д., 1988.
ГейротА. Описание Петергофа 1501-1868. Д., 1989


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/

Похожие статьи:



Категория: Красносельский район | Просмотры: 101 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: Петергофская дорога | Добавлено: 17 Июня 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Вторник
25 Сентября 2018
17:04:31


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 240
Новых за месяц: 9
Новых за неделю: 3
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger

Поздравляем
с Днём Рождения:

Sergey(38)

Статистика материалов:
Новостей: 2121
"Новый Красносел": 10025
Фотографий: 1353
Статей сайта: 95
Объявлений: 32
Форум(тем/постов): 1176/9457
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 131
Комментарии: 3845
Гостевая: 128
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru