Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Как Вы попали на сайт?
Всего ответов: 0
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » Красносельский район » Петергофская дорога. Нижняя дача. Экскурсия по дворцу, которого нет. [ Добавить статью ]

17 Июня 2018

Петергофская дорога. Нижняя дача. Экскурсия по дворцу, которого нет.

В 1998 году наш клуб отправился на один из воскресных выездов. Маршрут наш проходил по Старой Петергофской дороге. Мы прошли от стрельны до Петергофа. На этой экскурсии, гуляя по парку Александрии мы обнаружили таинственные развалины. Заинтересовавшись их происхождением, мы приехали туда еще раз и провели обследования. К тому времени от работников музея мы уже узнали, что это - остатки Нижней дачи или Нижнего дворца последнего русского императора Николая II в Петергофе. Однако никто не смог нам рассказать подробно об истории строительства и разрушения дворца.

О результатах нашего собственного обследования руин дворца будет сказано ниже. Но история этого памятника заинтересовала меня, и я стал искать какие-либо сведения о нем. На карте памятников Петергофа раззалины были обозначены, но о них ничего сказано не было. Первую, хоть и краткую информацию я нашел в книге Раскина «Петергоф». Там говорилось, что Дача была построена для Николая I и его семьи в конце XIX в. По данным Раскина, дворец был разрушен гитлеровцами во время оккупации Петергофа. В других книгах или справочниках также сообщалось об этом дворце мало.

Результаты натурных обследования клубом развалил Нижней дачи

Наш клуб провел обследования развалин Нижней дачи весной 1999 г. Основной целью их было выяснить историческую судьбу дворца, попробовать реконструировать его внешний вид. Также мы старались зафиксировать степень разрушения дворца, так как это могло понадобиться в случае его восстановления в будущем. Наши сведения могли помочь в этом деле. Кроме того, мы старались подобрать находящиеся на поверхности земли элементы отделки, другие находки для коллекции находок клуба по новейшей археологии.

Какие выводы мы сделали после осмотра дворца :

а) Дворец состоял из двух зданий, соединенных галереей.

б) Дворец имел достаточно скромную отделку снаружи (декоративной плиткой «под кирпич» двух цветов)

г) Дворец действительно пострадал во время Великой Отечественной войны: на остатках стен есть следы пуль и осколков снарядов.

д) Дворец был разрушен сильным взрывом

К поразительному открытию подтолкнули нас некоторые наблюдения:

во-первых, на стенах и их осколках отметины пуль и осколков есть только снаружи. Мы не нашли следов пуль на какой-нибудь из внутренних стен.

во-вторых, окна подвалов забетонированы и в них вставлены в качестве арматуры батареи парового отопления послевоенного! производства.

Это позволило нам утверждать, что дворец был разрушен не во время Великой Отечественной войны, а позже, в послевоенный период. Следовательно, вина за разрушение памятника лежит не на фашистах.

В последующей беседе с экскурсоводом музея Коттедж наши предположения были подтверждены. Дворец был взорван по приказу партийного руководства Ленинграда в конце 60-х гг. XX в. Как я сейчас предполагаю, это произошло примерно одновременно с разрушением Спаса на Сенной площади и других памятников истории и культуры в Ленинграде.

Разрушение дворца произошло из-за отношения большевиков к личности Николая, а также, мне кажется, из-за чувства стыда за преступный расстрел всей царской семьи. По этой же причине дворец, его история были вычеркнуты из всех путеводителей и книг по истории Петергофа.

К сожалению, мне еще точно неизвестно кто и когда приказал разрушить дворец. Эти сведения, видимо находятся в партийных архивах.

В ходе обследования клубом дворца была собрана небольшая коллекция из элементов отделки, как внутренней, так и внешней. Была сделана видеозапись дворца со всех сторон, также велась и фотосъемка.

Прогулка по комнатам Нижней Дачи в Александрии

Как уже говорилось, подробной литературы о дворце мне найти не удалось. Однако наш руководитель В. Пежемский предоставил мне ксерокс книги издания еще 1920-х годов, в которой молодой работник Петергофского музей Семен Степанович Гейченко (тот самый, который впоследствии восстанавливал Пушкинские горы) описывает интерьеры дворца и выставку, которая там находилась (выставка была посвящена правлению последних Романовых). На основе этого уникального издания я составил маленькую экскурсию по интерьерам дворца, которого нет.

Итак, Нижний дворец был дачей Николая II на протяжении почти всего его царствования, от 1895 до 1914 года. Каждый год последние Романовы проводили в Петергофе несколько летних месяцев и считали «Александрию» любимой резиденцией. Скромность этого загородного дворца вполне отвечав-шала художественным вкусам и бытовым требованиям царской семьи. Но главная причина их любви к Петергофу - это географическая изолированность «Александрии» и близость ее к морю и к яхте «Штандарт». Здесь искали домашности и размеренного покоя.

Последний из петергофских дворцов, получив название «Нижнего», был сооружен в конце прошлого века в северо-восточном углу парка «Александрии» на месте бывшей здесь раньше башни сигнального телеграфа. По заказу Александра III архитектор Томишко построил к 1885 году небольшое здание с высокой башней в подражание «итальянским» павильонам середины XIX века. Через десять лет тому же архитектору было поручено расширить постройку в соответствии с намерением Николая II иметь здесь летнюю резиденцию. В результате появилось здание, состоящее из двух соединенных галереей половин (мы в своей реконструкции оказались правы, только не смогли предсказать, что там была башня) . В своем окончательном виде этот дом оказался простым и типичным образцом загородного особняка.

Нижний дворец не единственное сооружение Томишко. Наряду с успешной карьерой по министерству двора, он состоял архитектором Главного Тюремного Управления и построил один из корпусов тюрьмы «Кресты».

В годы 1905 - 1907 Николай живет в Петергофе особенно долго. Обыкновенно приезжая в Петергоф в мае или июне, он уже в августе - сентябре возвращался в Царское Село или следовал на осень в Крым. Но в 1906-07 гг. царская семья оказывается заперта в Петергофе надолго из-за революционных событий, и, в частности, из-за забастовок на железной дороге.

Поднявшись по парадной лестнице, начинаем осмотр дворца с приемных комнат. Первая из них Розовая гостиная. Внутренняя отделка и обстановка дворца была исполнена в модном стиле модерн мебельным фабрикантом Мельцером. Эта комната с белой мебелью, с розовыми обоями и с шаблонной лепкой потолка вполне соответствовала образцам «приличной» гостиной, рекомендованным проспектами рекламных журналов.

Вереница цветочных вазочек и расписных горшков, фотографий и веселеньких картинок - вот основной облик этой и всех следующих комнат, сложившийся при непосредственном участии хозяев. Из дневника Николая II мы узнаем, что он сам собирал веши для петергофского дворца, распределял их по приезде и с особенным удовольствием развешивал картины и портреты.

Кабинет Николая II

Кабинет императора - самая значительная комната дворца. Дубовая обшивка стен и обитая кожей мебель напоминают приемный кабинет финансиста конца XIX века. Наряду с акварелями модного живописца Соломко, изображавшего жизнь Романовых в XVII веке, мы видим три знаменательных портрета. Император Петр, самодержавный облик которого не переставал быть недосягаемым образцом для всех последующих Романовых. Николай I и Александр III - отец Николая II.

Столовая

Яхта «Штандарт» была одним из любимых мест отдыха царской семьи. «Штандарт» входил в число царских резиденций и занимал среди них не последнее место. Сидя зимой в Царском Селе, о нем вспоминали с умилением и «с болью в сердце», а в Петергофе пожелали иметь постоянное и наглядное напоминание о любимой яхте. Этому желанию вполне отвечала своей отделкой и убранством столовая Нижнего дворца. Белые панели стен, такая же мебель, откидные полки и замаскированный буфетом лифт для подачи снизу кушаний - все это напоминает кают-компанию «Штандарта». Окна выходят только в сторону моря и сидящие за столом переживали иллюзию морского путешествия.

На стенах кроме акварелей, обычных приобретений «на память», и двух эскизов Репина «Бракосочетание Николая II и Алисы Гессенской» и «Запорожцы пишут письмо султану» - были картины, связанные с отделкой комнаты: акварель Прокофьева, изображавшая яхту «Штандарт» в плавании, портреты Николая II в адмиральском мундире и наследника Алексея в форме юнги «Штандарта». Здесь же был один из морских пейзажей Ткаченко, «художника морского министерства», часто сопровождавшего Романовых в прогулках на «Штандарте». Перу этого же художнику принадлежала большая картина, встречающая посетителей на парадной лестнице.

Жизнь на яхте часто фотографировалась лично императором для дома. Фотографии со «Штандарта» были почти во всех комнатах дворца. Фотографии эти обычно вставлялись в рамки в виде спасательных кругов с надписью «Штандарт».

Кабинет Александры Романовой выглядел еще менее официально, чем предыдущие комнаты, и здесь на первый план выступала не отделка в стиле модерн, а убранство, характеризующее личный вкус хозяйки.

Мебель карельской березы размещена так, что делит эту небольшую комнату пополам. Левая часть с камином и письменным столом в углу была собственно кабинетом, а правая будуаром. Среди многих акварелей, украшающих стены, выделялась серия видов Дармштадта, родины последней русской императрицы. Семейные привязанности ее отмечены большим фотографическим портретом ее отца.

Много было в комнате картин, подтверждающих интерес и любовь всей царской семьи к эпохе «тишайшего» царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Акварель Бенкендорфа представляет Николая II на фоне Москвы в костюме сокольничьего времен царя Алексея. Александра Федоровна на картинке одета в костюм боярыни XVII века.

Из кабинета через столовую выходим на лестницу и поднимаемся в третий этаж. В числе находившихся здесь комнат наиболее интересна спальня, на пути к которой нас встречают ванная и туалетная. Размеры и отделка ванной создают полное впечатление каюты. Любопытная черта - фотографии, украшавшие стену даже над ванной. В убранстве личных комнат Романовых фотографии занимали большое место (во дворце их было больше тысячи). Наряду с портретами детей мы видим Александру Романову среди офицеров уланского полка и выезд ее по Петергофу верхом в полной уланской форме.

Спальня

Эта комната, как и предыдущая, отделана английским кретоном, белым с синими цветами. Среди мебели красного дерева центральное место занимает двуспальная кровать, отгороженная ширмой и раздергивающейся занавесью. Стена над кроватью сплошь увешана иконами, поясками, четками и пасхальными яйцами. На стене - огромное количество икон. Одна из икон, изображающая Верхотурских чудотворцев, - подарок Распутина с подписью карандашом на обороте «Григорей». Обилие предметов религиозного значения {всего их здесь было свыше 500) превращает спальню в домашнюю молельню. Это - отражение семейной драмы. Именно здесь, в Александрии, в Нижнем дворце родился наследник - цесаревич Алексей, неизлечимо больной несвертываемостью крови.

Переходим на детскую половину. В следующей за спальней маленькой проходной комнате на кожаном диване иногда спала дежурная. Электрические звонки связывали эту комнату с помещениями гувернантки и прислуги. На стене над диваном висят несколько деревянных блюд с надписью «Хлеб-Соль» из огромной коллекции, собранной по всей России при путешествиях царя. Направо за шнуром - маленькая гостиная, так называемая кофейная. И в отделке и в убранстве ее мы видим продолжение уже виденных комнат. Она была местом семейных собраний, где Николай читал вслух «Историю кавалергардов», где в свободное от докладов время он «наклеивал фотографии в альбом».

Минуя маленькую комнату с домашним телефоном и галерею, украшенную фотографиями -попадаем на Детскую половину, которая начинается гардеробной с большими дубовыми шкафами. Комнаты дочерей просто обставлены и похожи между собой. Почти повторяя одна другую, следуют спальни Марии, Татьяны и Ольги (самая младшая Анастасия не имела отдельной комнаты и помещалась вместе с гувернанткой этажом выше). За комнатой Ольги следует гостиная дочерей. Мебель под красное дерево стиля «модерн». Особенно привлекателен угловой диванчик с зеркалом, любимое место для фотографирования всей семьей (множество известных сейчас фотографий царской семьи сделаны у этого столика)

Мимо буфетной и ванной выходим на площадку лестницы, где на стене фотомонтаж из быта на «Штандарте», фотография «Николай II на празднике Конно-гренадерского полка», а плетеная из прутьев мебель покрыта бухарским шелком, подарком эмира бухарского по случаю пребывания в Петергофе. Спускаемся в нижний этаж детской половины, целиком отведенный наследнику Алексею.

«Игральная» Алексея. Это помещение, огромное по площади, высокое и с большими окнами, целый день дававшими солнечный свет, отличалось от комнат его сестер и показывало чрезвычайную заботу о единственном сыне и наследнике. Комната была разделена столбами на две части, одна из которых была заполнена только игрушками, а в другой наряду с ними большая грифельная доска и круглый стол для занятий.

На столике перед диваном лежали рисунки Алексея, а на доске - в 30-е годы сохранялась от последнего урока надпись: «Гриц был женихом Наталки, Нечипор не давал согласия на брак, потому что Гриц не умел стрелять. Но он скоро научился стрелять и стал мужем Наталки». На большом круглом столе - альбомы с рисунками для раскрашивания и «История Франции», доведенная только до революции.

Спускаемся по лестнице в нижний этаж и в комнате рядом с вестибюлем заканчиваем осмотр дворца, которого нет.



Список литературы:
Генченко С, Шеманский А., Последние Романовы в Петергофе: путеводитель по Нижней Даче. Л.. 1930.
РаскинА. Г. Петродворец: Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Л., 1988.
Раскин А.Г. Душа Петергофа СПб., 2001.
Петергоф: Карта-схема памятников. Лд.. 1988.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/

Похожие статьи:



Категория: Красносельский район | Просмотры: 100 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: Петергофская дорога, Нижняя дача | Добавлено: 17 Июня 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Понедельник
24 Сентября 2018
11:45:30


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 240
Новых за месяц: 9
Новых за неделю: 4
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger

Статистика материалов:
Новостей: 2121
"Новый Красносел": 10025
Фотографий: 1353
Статей сайта: 95
Объявлений: 32
Форум(тем/постов): 1176/9457
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 131
Комментарии: 3845
Гостевая: 128
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru