Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Ваша религия
Всего ответов: 3
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » Красносельский район » Великая история маленького поселка: Горелово (выдержки) [ Добавить статью ]

17 Июня 2018

Великая история маленького поселка: Горелово (выдержки)

Географическое положение

Горелово с апреля 1973 года входит в состав Красносельского, самого южного района Санкт-Петербурга. Название района произошло от города Красное Село. Горелово расположено к северу от Красного Села на расстоянии 6 км, от Балтийского вокзала Санкт-Петербурга - 20 км и от метро «Автово» -12 км. Через Горелово проходит электрифицированная железнодорожная ветвь Санкт-Петербург - Гатчина и Таллинское шоссе международного значения. В Горелове находится центральное управление ЗАО «Предпортовый», поля которого относятся к Ломоносовскому району Ленинградской области. В 1998 году образован 42-ой муниципальный округ. Он объединяет Горелово, Городок, Торики, Старо-Паново. Площадь округа составляет 33 кв. км. Население 15700 человек. Центр размещается по адресу: ул. Коммунаров, д. 1 14, кв. 3.

Страницы прошлого

Наш край имеет богатую историю. Земля на протяжении многих лет застраивались и обживались. С XII века наш край являлся частью Новгородской земли. В прошлом территория называлась Вольской пятиной - по названию проживавшего здесь племени водь. Соседские селения Лигово, Дудорово упоминаются в Переписных (писцовых) книгах в 1500 г. Удобное географическое положение притягивало внимание северных соседей, прежде всего шведов. В конце XVI века Шведскому королевству удалось захватить невские берега. Шведы владели Ижорскими землями около 90 лет. Тяжелые повинности, национальный и религиозный гнет вынуждали русских покинуть родные края, перебираться вглубь России. С целью заселения опустевшего края, шведское правительство стало переселять в Ингерманландию, как шведы называли Ижорскую землю, финских крестьян. Переселенцы обосновались в русских поселениях и образовали отдельные хутора. Их потомки и поныне живут в Ленинградской области.В 1700 году Петр I начал со Швецией войну. В результате победы русского оружия в начале XVIII века Ижорские земли были освобождены и присоединены к России. С 1710 года территория стала называться Санкт-Петербургской губернией. После освобождения побережья Финского залива, Петр I переселяет в эти места из-под Москвы и Тулы русские семьи. Селения развиваются за счет сближения с финскими семьями. Покрытые густыми лесами земли эти прорезались извилистой родниковой речкой да идущей вдоль нее дорогой. Неизвестно при каких обстоятельствах возник лесной пожар. Образовалась выжженная местность - горелое место, и по этой причине возникло название Горелово.

В 60-х годах XVIII века, когда Красное Село стало местом летних лагерей гвардейских войск, часть территории Горелова использовалась как артиллерийское учебное поле. На нем отрабатывали свое мастерство гвардейцы в лагерных сборах.

Постепенно из хуторов вдоль Нарвской дороги образуются три деревни. Сосновка и Константиновка образовались позднее переселенцами из других районов России. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. Здесь выращивали рожь, овес, ячмень, овощи, картофель, содержали скот. Овощи и скот крестьяне возили на продажу в Петербург. Пользовалась известностью го-реловская картошка - скороспелая, продававшаяся на базарах с середины июня месяца. Другая, меньшая часть населения, работала на Красносельской бумажной фабрике, к строительству которой приступили в 1714 году по указу Петра I. Рабочие ежедневно ходили пешком на фабрику и обратно. Уходили они с рассветом, а домой возвращались поздно вечером. Некоторые мужчины работали извозчиками, дворниками в Петербурге.

Просвещение

Большое внимание по тем временам уделяли просвещению молодежи. В центре Горелова располагалась церковно-приходская школа. Она основана в 1892 году. Первоначально педагогический персонал состоял из одного законоучителя и учительницы. Обучалось в школе 55 человек обоего пола. Обучение было бесплатным. Со временем, вместо старого прихода, появилась гореловская церковь во имя Св. Преподобного Серафима Саровского. Она была построена на средства ямбургского купца И.И. Прохорова, освящена 3 июня 1906 г. Службы прекратились в период коллективизации, а здание сгорело в Отечественную войну. Сейчас на ее месте построен дом 118 по улице Коммунаров. В 1898 году было построено новое двухэтажное здание для школы. Константиновская школа находилась на месте нынешних домов 68 и 70 по улице Коммунаров. В школе обучалось уже больше детей и работало несколько учителей. Учителя жили на втором этаже школы. На пересечении старой дороги с Аннинским шоссе было другое людное место. Здесь среди плакучих берез у колодца с самой вкусной водой, стояла пекарня Никифорова с булочной. За пекарней, по Аннинскому шоссе среди старых деревьев находился летний театр. Театр располагался в помещении, оборудованным сценой и рядами для зрителей. В этом помещении представления давали любительские театры из Петербурга и местная самодеятельность. Две березы и колодец, являющиеся ориентирами места расположения театра, можно увидеть и поныне. Из биографических источников И. Шишкина известно, что он, совместно с Ф. Васильевым, в 1868 г. работал в этих местах.

В середине XIX века было проложено Волхонское шоссе, связывающее царские резиденции: Царское Село со Стрельной и Петергофом. В настоящее время действует еще одно шоссе - Аннинское, построенное в 4 0-е годы XX века на основе старой Аннинской дороги. Оно проходит через Горелово от ВИИИТрансмаш до центрального поселка АОЗТ «Победа» - Аннино. Как и во многих пригородных поселках, улицы Горелова и Константиновки назывались просто линиями. В Горелове было три линии. В 1958 году линии получают новые, отвечающие эпохе названия. Старую дорогу переименовали в улицу Коммунаров. В результате послевоенного развития и дробления участков появляются новые улицы, такие как: Кирова, Мира, Социалистическая и другие. Поселки постепенно слились, началась застройка Заречья. Горелово приобрело современный вид.

Старая Нарвская дорога (ныне улица Коммунаров) и Таллиннское шоссе (на территории Горелова имеет название Красносельское)

Ее мы видим на самых первых картах местности: она была проложена в давние времена для освоения здешнего сурового края, обеспечивала связь с Великим Новгородом. Во времена шведского господства Старая дорога соединяла Выборг и Нарву. По ней не раз проходили гвардейцы Петра I, проезжал и сам царь. На 28-й версте дороги он ожидал своего «Арапа», когда тот возвращался из Парижа. Петр I уделял большое внимание Нарвской дороге, так как она связывала новую столицу России с европейскими странами. Для постройки города, мощения улиц и дорог использовали привозные булыжные камни. За недовезенный камень стража на заставах взыскивала крупный денежный штраф. Налог действовал до 1776 года. В это время укрепили булыжником и подъездную Старую Нарвскую дорогу-

Во времена правления Екатерины II в 17 64 году у Красного Села военные лагеря продолжают развиваться, поэтому движение по дороге резко увеличилось. На Старой дороге находился исторический центр поселка. Движение по дороге было большое. Летом грузы перевозили на подводах, зимой на дровнях (санях). Для обслуживания проезжающих ла всем протяжении дороги были построены кабачки и постоялые дворы, в которых путники могли согреться и отдохнуть . Известность приобрели «Красный кабачок» в Автово, «Соломенный» у Привала и «Горелый» в деревне Горелово. Вероятно, он и явился началом формирования поселка.

Позднее, в 90-е годы XIX века, в связи с увеличением передвижений по этой дороге и с появлением автомобильного транспорта, в районе Горелова начали прокладывать новую нарвскую трассу. Позже ее назвали Таллинским шоссе, а Старая дорога в настоящее время проходит по улице Коммунаров поселка Горелово. Строительство шоссе с асфальтовым покрытием было завершено лишь в 1947 году. Достраивали его военнопленные немцы.

Водная система

Река Лига (позднее Лиговка или Дудергофка) является основой Дудергофско-Лиговской водной системы, состоящей из собственного русла реки, озер и Литовского канала. Река Лиговка питается из Дудергофского озера, уровень воды в котором на 70 м выше уровня Финского залива. В 1718-1725 годах проводились работы по созданию канала к фонтанам Летнего сада. Он начинался у деревни Горелово и проходил по полям. Протяженность канала составляла около 20 км, из них в пределах города канал имел длину 10 км. Вода самотеком шла к фонтанам. В районе нынешнего Некрасовского сквера был вырыт бассейн. В нем вода накапливалась и по трубам подавалась в водонапорную башню и далее к фонтанам Летнего сада. Свое назначение Лиговский канал потерял после 1777 года, когда наводнение испортило фонтаны в Летнем саду, и их решили не восстанавливать. В конце XIX века канал оказался сильно загрязнен, его пришлось засыпать. Набережную Литовского канала переименовали в Литовскую улицу. Сейчас канал в открытом состоянии сохранился на участке от поселка Горелово до железнодорожной станции Ленинский проспект.

В 1970-е годы был создан Дудергофский коллектор, вобравший в себя русло реки Лиговки и других водных стоков глинта. Воды этой системы впадают в Финский залив вдоль Петергофского шоссе.

Транспортные связи. Железная дорога

Первый поезд по землям современного Красносельского района прошел 21 июля 1857 года. В этот день начала работать Балтийская железная дорога. От Лигова до Гатчины дорогу строили в два этапа. На первом этапе, в 1858-1859 годах, сооружена ветка на Красное Село, а несколько позже - до Гатчины. 14 июня 1859 года было открыто движение поездов по железной дороге Лигово - Красное Село. В Лигове был построен красивый вокзал. Поезда тогда ходили из Петербурга два раза в сутки. В районе поселка Горелово добывали песок и строевой лес, которые по узкокалейке вывозились к железнодорожной ветке Лигово - Красное Село. Это позволяет сделать предположение о причинах создания здесь железнодорожной станции Горелово, которая сначала называлась Го-релово-Карьер. На месте карьеров образовались озера с обеих сторон Аннинского шоссе. Одно из них высохло и занято сейчас садоводством. В конце XIX века в Горелове было 34 дома. После создания в 1897 г. полустанка все они снимались на лето дачниками. От Горелова до Пулковских высот простирался прекрасный сосновый лес. Там текла в крутых берегах Черная речка - излюбленное место прогулок гореловских дачников, а речушка Лиговка в этом месте не годилась для купания поскольку была извилиста и мелка. С 1932 г. началась электрификация железной дороги. Работы велись по отдельным участкам. К 1 августа 1937 г. на Гатчину пошли первые электропоезда. Во время Великой Отечественной войны вся дорога была разрушена. С 3 июля 1941 г. проводили демонтаж линии. С 28 августа движение прекратилось .

С 1947 года началось регулярное сообщение между Ленинградом и Гатчиной. В 194 8 году было восстановлено здание вокзала. Обучали новые кадры: стрелочников, дежурных. Вновь электрифицирована дорога. В последующие годы шла реконструкция железнодорожного полотна, усилено верхнее строение путей.

Горелово в период битвы за Ленинград

Территория Красносельского района явилась ареной ожесточенных, кровопролитных сражений за Ленинград в 1941-1944 годах. На Красносельско-Урицксм рубеже в сентябре 1941 года предпринималась последняя попытка немецко-фашистских захватчиков ворваться в блокированный Ленинград. Через Горелово проходил наикратчайший путь противника для захвата Ленинграда по направлению Красное Село - Горелово - Урицк - Лигово, а также на восток к Пулковским высотам. Поэтому Гореловскому опорному пункту противник уделял особое внимание. В районе Горелова располагался аэродром, на котором базировались 19, 26 и 44 ИАПы (истребительные авиаполки), а также штаб и ряд батарей 169-го зенитно-артиллерийского полка. 12 июля в 4 часа 35 минут 25 самолётов Ю-88 сбросили несколько десятков бомб на аэродром в Горелове, на расположение штаба полка и на огневые позиции батарей. 21 августа уже более 30 бомбардировщиков, прикрывавшихся истребителями, попытались нанести удар по аэродрому б Горелове и по огневым позициям шести батарей 169-го полка. После захвата Красного Села опорным узлом нашей обороны, где проходили упорные бои, являлось Горелово и близлежащие к нему населённые пункты: Константиновка, Сосновка. 8 сентября принято считать началом блокады города. В районе Горелова в это время ещё шли жестокие бои. Местное население стало уходить в сторону Ленинграда. Отступавшие воинские части двигались по дороге Красное Село - Горелово - Урицк - Лигово. Здесь вся дорога была забита людьми, повозками, автомашинами. В воздухе стоял скрежет колёс, злой крик отступающих, звуки автомобильных сирен. Напряжённость усиливали периодические налёты авиации противника.

12 сентября вражеская пехота, поддержанная танками, в районе Горелово атаковала позиции зенитного дивизиона капитана Симонова. Его артиллеристы уничтожили 20 танков, 5 миномётных батарей, большое количество фашистских солдат и офицеров.

Учитывая весьма сложную обстановку, военный совет фронта 12 сентября приказал 5-ой дивизии Народного ополчения занять тыловую укреплённую позицию на участке Константиновка - Пулково. 13 сентября Гореловский опорный пункт попал в руки фашистов. В бой за Горелово вступили ополченцы. Им удалось ворваться на станцию, но противник вторично захватил станцию Горелово. Приведя в порядок 2-ой и 3-ий полки 5-ой дивизии, командующий 42-ой армии генерал-майор Иванов снова бросил их в бой за Горелово. Снова они очистили от немцев район станции. Однако, опасаясь за судьбу Пулкова, командарм ночью отвел в район Пулковской обсерватории один из полков со станции Горелово, где остался один полк, ослабленный в контратаках. В этом районе в ходе контратак перемешались полки и батальоны дивизии Народного ополчения и подразделения других частей. Проследить за ходом сражения было почти невозможно. Единое руководство и управление частями было нарушено. В такой обстановке противник захватил Сосновку, из которой затем удалось вытеснить его передовые части.

Утром 14 сентября бой за Горелово возобновился с новой силой, и к вечеру немецкие танки в третий раз ворвались на станцию. Г.К. Жуков, приступивший к исполнению обязанностей командующего Ленинградским фронтом, приказал командующему 42-ой армии восстановить положение. Ополченцы несли потери, но снова и снова пытались пройти вперед. Неся большие потери, 2-ой полк дрогнул и начал отходить. В результате превосходства в людских резервах и боевой технике противник захватил Урицк. 15 сентября 1941 года на Урицком рубеже считают самым трудным днем. Бои продолжались с переменным успехом. 18 сентября противник перешел к обороне. Фронт под Ленинградом стабилизировался. Защитники Ленинграда выдержали. В дальнейшем, вплоть до 15 января 1944 года, на Урицком рубеже велись бои местного значения. Горелово весь период блокады Ленинграда находилось на оккупированной территории. Наступил январь 1944 года. Освобождение Старо-Панова, Сосновки, Горелова, Константиновки осуществлялось силами частей и соединений, входящих в состав 109 стрелкового корпуса. Вражеская оборона на Урицком направлении оказалась особенно стойкой. Противник располагал здесь многочисленными огневыми средствами и заминировал подступы к своим позициям. Операция по полному снятию блокады началась 14 января. Командующий фронтом Л. А. Говоров требовал от 109-го стрелкового корпуса усилить темпы наступления. Не раз батальоны корпуса поднимались в атаку, но сначала продвижение вперед было незначительным. В целях быстрейшего разгрома немецкой группировки в бой были введены 189-ая дивизия и армейская танковая группа. Солдаты дивизии в тесном взаимодействии с танковыми бригадами овладели Гореловским аэродромом, станцией Горелово и другими населенными пунктами. Минеры сразу же приступили к очистке района от мин. Бои продолжались за освобождение Красного Села. Свой героический подвиг совершил А.Ф. Ти-панов. 19 января 1944 года Красое Село было освобождено. Многие воинские части получили наименование «Красносельских». А вечером 27 января 194 4 года в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют: 24 залпа из 324-х орудий.

В память защитников в Горелове установлен памятник на братской могиле неизвестных бойцов, погибших в сентябре 1941 года. Старожилы рассказывают, что немцы страшно бомбили. А на полях тогда рыли окопы в основном молодые ребята-ремесленники. Погибло много военных и гражданских лиц. Местные женщины, оказавшиеся на оккупированной территории, по приказу немцев рыли траншеи, собирали тела погибших и хоронили. Места примечали. Когда освободили Горелово в 1944 году, то оформили несколько братских могил. А 1 сентября 1970 года было перезахоронение останков, создали единый мемориал. В тот год открылась наша новая школа № 391. Весь коллектив ребят, учителей принял участие в перезахоронении погибших. Имен узнать не удалось, хотя несколько раз делали запрос в военкомат Красносельского района.

Каждый год учащиеся школы приходят к могиле неизвестных защитников нашего края, возлагают цветы, читают стихи, чтят память погибших.

Пройдет время, но вечным будет в памяти народа беспримерный подвиг тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.



Список литературы:
1. Дорийский А. В. Ленинградская область. Л., 1970.
2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П Почему ток названы? Л., 1967.
3. Ленинградская область. Историческая повесть. Л., 1986.
4. Ленинград. Путеводитель. Л.. 1988.
5. Памятные места Ленинградской области. Л.. 1973.
6. Канн П.Я.. Сухотин ЯЛ. Санкт-Петербург и пригороды. СПб.. 1999.
7. История ВНИИТрансмаш. 1999.
8. Рожков A.M. На юго-западе Санкт-Петербурга. СПб.. 1997.
9. Засосов ДА.. Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910 годов. СПб., 1999.
10. Высокие технологии оборонки в действии. Исторический очерк научно-технической деятельности ВИИТИ 1947-1997 гг. СПб., 1997.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru/

Похожие статьи:



Категория: Красносельский район | Просмотры: 55 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: горелово | Добавлено: 17 Июня 2018 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Пятница
20 Июля 2018
21:28:17


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 219
Новых за месяц: 11
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:
AxiosTiger, pavelgraz

Поздравляем
с Днём Рождения:

Касер(43), voevoda(62)

Статистика материалов:
Новостей: 2112
"Новый Красносел": 9886
Фотографий: 1353
Статей сайта: 95
Объявлений: 34
Форум(тем/постов): 1177/9454
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 130
Комментарии: 3841
Гостевая: 155
 
Copyright © 2006 - 2018 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru