Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города Красное Село (Санкт-Петербург) - сайт города
 
Меню сайта
Радио
Ссылки
По вопросам размещения рекламы свяжитесь с администрацией:
отправить письмо

Наша Кнопка
Красное Село - сайт города
Код кнопки для сайта:

Код кнопки для форума:

Копилка
Поддержите проект!

WebMoney
R615119138837
Z385561509097
E152247362071
U231881284928

Яндекс Деньги
41001115701328

PayPal
Наш Опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 764
Статьи о Красном Селе
Главная » Статьи о Красном Селе » Великая Отечественная война » Блокадный Ленинградский трамвай [ Добавить статью ]

11 Июля 2020

Блокадный Ленинградский трамвай

Блокадный трамвай - это тот вид транспорта, который работал почти все дни осады Ленинграда, с 15 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

Накануне войны в городе работали 42 маршрута, 90% пассажирских перевозок осуществляли трамваи, ежедневно они перевозили около 3-х миллионов ленинградцев. В десяти трамвайных станциях, на 20-ти тяговых подстанциях, в технических службах, работало свыше 20-ти тысяч человек.

С самого начала битвы за Ленинград трамвай служил городу-фронту: он привозил горожан на оборонные работы, перевозил раненных в госпитали, были специальные, переоборудованные для нужд экстренной доставки раненых вагоны. Трамвайщики из своих карьеров снабжали город песком, необходимым для тушения пожаров и укрытия памятников, скульптуры. По трамвайным путям маленький паровоз перевозил продовольствие, когда трамваи не ходили.

Директор Эрмитажа, академик Орбе-ли, обратился за помощью к начальнику ТТУ (трамвайно-троллейбусного управления) Михаилу Хрисанфовичу Сороке с просьбой - подвезти к станции железной дороги ценные экспонаты, отправляемые в эвакуацию вглубь страны. И трамваи вовремя доставили драгоценный груз.

В начале зимы 1941 года предельно сократилась подача электроэнергии в город, и трамваи встали. Некоторые вагоны остались на путях. Зима 1941-1942 годов выдалась необыкновенно суровой. Ольга Берггольц писала: «У Лавры на путях стоят трамваи с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках».

Но работа трамвайщиков не прекращалась. Стрелочницы самоотверженно работали на своих участках, охранялись стоявшие на путях трамваи. В парках ремонтировали составы, особых усилий требовал ремонт контактной сети.

И 7 марта 1942 года по Загородному проспекту прошел грузовой трамвай, он обогнал роту солдат, которые приветствовали его криками «Ура».

8 марта прошел субботник по очистке города, расчищали и трамвайные пути. На субботнике трудились и грузовые трамваи, благодаря общим усилиям, весной 1942 года удалось избежать эпидемии.

15 апреля 1942 года у трамвайщиков был праздник: из нескольких парков в этот день на линию вышли вагоны маршрутов № 3, 7, 9, 10, 12. Вот что писал об этом начальник ТТУ М.Х. Сорока: «Вижу, как на Невский проспект, на малом ходу, непрерывно звеня, медленно выезжает трамвай 12 маршрута - смотрите, радуйтесь - мы выжили! На углу улицы Гоголя какая-то старушка упала на колени и осенила крестом торжественно двигавшийся вагон».

Гитлеровцы были возмущены этим событием: они усилили обстрел остановок - их приходилось менять постоянно.

Много вагоновожатых, кондукторов погибло в 1942-1944 годах, особенно в районе проспекта Стачек. Но, несмотря на обстрелы, налеты фашистской авиации, трамвайщики трудились стойко, героически.

На восстановлении контактных сетей трудились бригады Григория Слабого, Петра Саутина. В 1942-ом контактная сеть 222 раза выходила из строя.

Грузовые трамваи использовались при восстановлении трубопроводов, подвозили муку к пекарням.

Рабочие Кировского завода попросили пустить трамвай от Нарвских ворот до проходной. Проспект Стачек обстреливали очень сильно, но движение восстановили, а трамвай назвали «Героем» и «Бесстрашным».

Однако не все маршруты можно было восстановить даже в 1945 году. И это, прежде всего, маршруты № 29 - от Казанского Собора до Сосновой Поляны и № 28 - от Стремянной улицы до Стрельны.

Вот об этих маршрутах расскажем подробнее, о тех памятниках, остановках, которые напоминают о блокаде, об обороне Ленинграда.

На рубеже Урицк - Новый Петергоф фашисты прорвали оборону советских войск уже 19 сентября 1941 года, вышли к Финскому заливу, захватили завод Пишмаш, Стрельну.

На одном из кадров 1941 года можно видеть немецких солдат рядом с трамваем № 28, около 20-ти вагонов оказались на оккупированной территории.

29-й маршрут начинался у дворца князя Львова в Стрельне.

Этот маршрут назывался Стрельнинской линией. Она входила в состав Оранэл-Ораниенбаумской электрической дороги, строительство которой проектировалось еще в 1897 году. В 1907-м году было создано акционерное общество, оно приступило к созданию трамвайной линии от Нарвских ворот до Красной горки, длиной 62 км. Но весь проект осуществить не удалось.

Кольцо 28-го маршрута до 1941-го года находилось в Стрельне, у дворца князя Александра Дмитриевича Львова. Князь был председателем акционерного общества Оранэла с 1912-го до 1917-го года.

Когда 42-ая армия в январе 1944-го года изгнала фашистов, Петергофское шоссе, пр. Стачек трудно было узнать. Ни одного целого строения, земля, изрытая глубокими воронками, искореженные столбы и рельсы, развалины опустевших селений. Огромное количество мин, неразорвавшихся снарядов. Наиболее насыщена минами была территория Лигова, Сосновой Поляны, пр. Стачек. Только в Уриц-ке зимой 1944-1945 годов было обезврежено 3000 мин. Пять батальонов минеров было сформировано из бойцов МПВО Кировского района Ленинграда. Это были девушки 20-24-х лет. После 11 дней обучения они приступили к смертельно опасной работе.



Сейчас по этой земле проходит маршрут трамвая № 36, он заменил маршруты № 28 и № 29. Движение по 36-му маршруту от Казанского собора до Стрельны возобновилось в 1951-м году. На этой линии заново проложены пути, контактные сети, возведены мосты. Вдоль Петергофского шоссе, пр. Стачек, по ходу движения 28-го, 29-го, 36-го трамваев из руин восстановлены дворцы, установлены памятники, которые напоминают о войне, о блокаде.

Много лет прошло, но мы не забываем о героических днях блокады, пытаемся открыть для себя Страницы истории родного города, быть достойными его гражданами.


Автор:

Источник: http://www.krlib.ru

Похожие статьи:



Категория: Великая Отечественная война | Просмотры: 33 | Рейтинг: 0.0/0 | Теги: трамваи, Великая Отечественная Война | Добавлено: 11 Июля 2020 | Добавил: AxiosTiger
Всего комментариев: 0
avatar
Профиль
Среда
05 Августа 2020
15:50:57


Страница входа

Регистрация
Информеры


Статистика

Пользователей:
Всего: 389
Новых за месяц: 4
Новых за неделю: 3
Новых вчера: 1
Новых сегодня: 0

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Пользователи онлайн:

Сегодня сайт посетили:

Поздравляем
с Днём Рождения:

shtukofen(26)

Статистика материалов:
Новостей: 2441
"Новый Красносел": 11486
Фотографий: 1353
Статей сайта: 190
Объявлений: 21
Форум(тем/постов): 1192/9528
Игр: 2
Фирм в справ-ке: 139
Комментарии: 3856
Гостевая: 128
 
Copyright © 2006 - 2020 KrasnoeSelo.su Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru